Теперь понятно, почему эти автомобили в СССР называли так странно: что еще за «Овцебыки»?

В СССР автомобилям часто давали самые неожиданные прозвища. На дороге можно было встретить «Тапок», «Пылесос» и даже «Овцебыка»! Если первые два были понятны с первого взгляда, то с «овцебыком» все куда интереснее. Разбираемся, откуда взялось это название и что за ним скрывалось.
Появление «овцебыков»
В 1960-х годах в СССР появились необычные автомобили-гибриды, которых в народе окрестили «овцебыками» или «ослобыками». Их создавали не с целью эпатажа, а по необходимости — точнее, чтобы обойти негласные ограничения.
Дело в том, что ГАЗ-13 «Чайка» был роскошным и статусным автомобилем, предназначенным исключительно для высшего руководства. Большинство чиновников даже при наличии ресурсов не имели права ездить на такой машине: не позволял ранг. Но желания-то были. Тогда и началась эпоха «понижающего тюнинга».
На авторемонтных заводах и автобазах находчивые мастера начали собирать гибриды: техническую основу брали от «Чайки»: то есть шасси, двигатель и салон, а внешне маскировали машину под ее более «скромного» предшественника — ГАЗ-12 ЗиМ. Устанавливали фары, бамперы, облицовку и даже эмблемы от ЗиМа. Снаружи — вроде как простая служебная машина. Внутри — комфорт представительского класса.
Такие автомобили собирались, как правило, из поврежденных машин или в виде экспериментальных проектов. Получались удивительные гибриды, в которых элементы от двух разных моделей сливались в одно целое. И хотя внешне они могли обмануть непосвященного, знающие люди сразу замечали: что-то здесь не так. Отсюда и прозвище — «овцебык», как метафора странного и немного комичного сочетания.
Технические особенности
Овцебыки — это франкенштейны советского автопрома. Конструкция могла варьироваться от случая к случаю, в зависимости от доступных запчастей и фантазии мастеров. Подробнее — в таблице.
Параметр | Описание |
База автомобиля | Удлинённая примерно на 100 мм по сравнению с ГАЗ-13 |
Кузов | Сборный: центральная часть от ГАЗ-13, перед и зад — от ГАЗ-12 ЗиМ |
Двигатель | Возможны двигатели от ГАЗ-13 или ЗиМ, иногда даже от ГАЗ-51 |
Коробка передач | Гидромеханическая от ЗиМ, в некоторых — частично от «Чайки» |
Подвеска | Скорее всего, ЗиМ, но возможны гибридные варианты |
Происхождение узлов | Использовались детали от списанных машин, иногда даже от Mercedes |
Количество экземпляров | Достоверно подтверждены лишь единичные случаи |
«После начала выпуска комфортабельной и скоростной «Чайки» большинство номенклатурных работников, пользовавшихся автомобилем ЗИМ, оказалось вне неписаной «табели о рангах»: ГАЗ-13 был им по статусу не положен. Как быть? На помощь пришло Министерство обороны СССР. На одном из подведомственных заводов было переоборудовано около десятка автомобилей ГАЗ-13 с использованием внешних панелей, облицовки радиатора, бамперов и эмблем от автомобиля ЗИМ. Формальность была соблюдена: военные чиновники получили более современный автомобиль с экстерьером предыдущей модели», — пишет Вадим Челак в книге «Полет Чайки».
Еще один уникальный случай — гибрид «Чайки» и Mercedes, известный как «автомобиль сына Брежнева». Позже выяснилось, что под кузовом скрывался довоенный Mercedes 320, а от «Чайки» остались только внешние панели.
«Автомобиль был куплен реставратором и коллекционером Евгением Шаманским под видом экспериментальной «Чайки» и привезен в Москву из Ставропольского края. Документов на автомобиль не было. Когда дело дошло до разборки, оказалось, что в его основе «заложен» автомобиль Mercedes 1930-х годов. Рама, мосты, механизм тента, рамка лобового стекла, да и сам остов кузова были от автомобиля Mercedes. Остов кабины был обшит панелями от автомобиля Чайка, каркасы дверей были мерседесовские. Двигатель — ГАЗ-51. Удивляло то, что автомобиль был очень аккуратно скомпонован и собран», — из книги Челака.
Машина побывала на реставрации, была разобрана, сгорела при пожаре, но часть ее деталей дожила до наших дней.
Сегодня такие гибриды — редчайшие экспонаты, сохранившиеся на фото, в воспоминаниях, музеях и у коллекционеров. «Овцебык» — это память о том, как люди адаптировались к любым условиям и находили решение с помощью сварки, молотка и таланта.