Автомобили

Теперь понятно, почему легендарный мотоцикл в СССР называли так странно: что еще за «Старушка»

youtube.com
Поделиться
Комментарии
«Ява»!

Легендарный мотоцикл «Ява 250/559», или, как его называли в СССР, «Старушка», был разработан в Чехословакии на заводе JAWA в городе Тынец-над-Сазавоу и официально представлен в 1962 году как преемник модели 353. Это был тщательно доработанный мотоцикл с узнаваемыми обводами, более современной подвеской и улучшенной эргономикой, ориентированной в первую очередь на экспорт. И главным рынком экспорта стал Советский Союз.

В СССР мотоцикл появился почти сразу после запуска производства, в начале 60-х годов. Это было время, когда советский мотопром еще не успевал удовлетворить растущий спрос, и заграничная техника, особенно такая надежная, как «Ява», воспринималась как роскошь. Ее поставляли по госзакупкам и в крупные города, и в провинцию, чаще через мотомагазины или по профсоюзным очередям. Купить «Яву» было сложно — за ней стояли в списках, копили деньги, договаривались через знакомых.

youtube.com

По оценкам историков техники, только в 1962–1974 годах на экспорт в СССР было поставлено более 300 тысяч экземпляров Jawa 250. И это лишь официальные цифры.

Мотоцикл оснащался одноцилиндровым двухтактным двигателем объемом 248 см³, мощностью около 14 л. с. при 4750 об/мин. Коробка передач — 4-ступенчатая, с ручным переключением на левом боку. Он был рассчитан на езду по любым дорогам — асфальт тогда лежал не везде, поэтому особое внимание уделялось мягкости хода: телескопическая вилка спереди, маятниковая подвеска сзади и удобное пружинное сиденье делали поездку не в тягость, а в удовольствие.

youtube.com

Многие водители хранили заводскую инструкцию как святыню. Там объяснялось, как готовить топливную смесь в пропорции 1:25, как регулировать зажигание, какие свечи ставить. В те годы по «Яве» учились мотору — кто-то впервые вскрывал цилиндр, чистил глушитель, менял поршневое кольцо, сам, без мастерской. Мотоцикл терпел ошибки, и за это его любили.

Но знаете ли вы, почему «Яву» в народе называли «Старушкой»? Оказывается, это прозвище появилось уже позже, в 70–80-х годах, когда на смену модели 250/559 начали приходить более современные «Явы» — 634, 638, с угловатым баком и пластиковыми элементами. На их фоне округлая, массивная и слегка устаревшая 559-я казалась архаичной. Ее все еще любили, но уже как бы с оглядкой на возраст — потому и родилось это ласковое прозвище «Старушка». Она ассоциировалась с чем-то надежным, домашним, немного тяжеловесным, но верным и честным. И хотя многие тогда стремились к новизне, те, у кого оставалась 559-я, не спешили ее менять — ведь она была надежной и не капризничала, как некоторые новые модели.

А какие еще прозвища легендарного мотоцикла вы знаете?

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0