Теперь понятно, почему легендарный автобус в СССР называли так странно: что еще за Пылесос?

«Икарус 55» — легендарный венгерский междугородний автобус, ставший одним из символов послевоенной европейской автобусной промышленности. В СССР он запомнился своим уникальным внешним видом, высоким уровнем комфорта по тем временам и массовым использованием.
Эту знаменитую модель начали производить на заводе Ikarus в Будапеште в 1952 году. 55-й стал одним из самых узнаваемых автобусов своего времени благодаря обтекаемой форме кузова, вытянутому передку и большим панорамным окнам. Внешне он напоминал американские автобусы той эпохи и сильно отличался от привычных советских машин. Автобус имел цельнометаллический несущий кузов, дизельный двигатель, расположенный спереди, и салон с удобными креслами, рассчитанный примерно на 40 пассажиров.
В Советский Союз «Икарусы 55» начали поставляться в конце 1950-х годов, ориентировочно с 1957–1958 года. Поставки шли по линии Совета Экономической Взаимопомощи, что позволяло СССР получать автобусы в рамках межгосударственных соглашений с Венгрией — в обмен на нефть, металлы, продукцию тяжелой промышленности. Машины распределялись по всей стране — от Москвы и Ленинграда до Сибири и республик Средней Азии. Венгерский автобус быстро стал основным междугородним транспортом, вытеснив устаревшие советские модели.
Использовали «Икарус 55» в первую очередь на междугородних и пригородных маршрутах. Для своего времени это был почти люксовый автобус: удобные сиденья, большая обзорность, качественная подвеска. Их активно применяли в туристических целях — особенно в «Интуристе», где «Икарусы» служили для перевозки иностранных гостей. Такие автобусы часто можно было увидеть и на экскурсионных маршрутах внутри страны, включая профсоюзные поездки и заводские туры. Некоторые машины переоборудовали в передвижные киноустановки, лаборатории и даже штабные автобусы.
Точные данные о поставках в СССР найти трудно, но по разным оценкам в страну было завезено от 4 до 5 тысяч экземпляров. Это составляло значительную часть от общего выпуска модели — всего было произведено около 8–9 тысяч штук.
В СССР 55-й сразу полюбили за комфорт и футуристический внешний вид. В народе автобус даже прозвали «Спутником» и «Ракетой».
Впрочем, и без насмешек не обошлось. Так, например, некоторые еще называли «Икарус» пылесосом. Догадаетесь, почему?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Однако существуют две версии, которые, кажется, ближе всего к истине.
Согласно первой, такую кличку 55-й получил опять же за свой внешний вид. У многих кузов автобуса вызывал ассоциации с пылесосом.
Вторая же версия гласит, что «Икарус» прозвали пылесосом из-за очень шумного двигателя Csepel D-614.
Однако, как бы то ни было, на репутации автобуса насмешливые прозвища не сказались. Так что в нашей стране легендарный 55-й до сих пор вспоминают с теплотой.
А как бы вы назвали «Икарус 55»?