Теперь понятно, почему легендарную машину СССР прозвали «Мормоном»: эта кличка появилась неслучайно

В Советском Союзе автомобили часто получали народные прозвища, которые отражали либо внешний вид, либо особые качества техники. Среди грузовиков, получивших наибольшее количество прозвищ, выделяется легендарный ЗиЛ-157. «Захар», «Колун», «Крокодил», «Полтергейст», «Зензубель» — это лишь малая часть его «имен». Одно из самых интересных прозвищ — «Мормон». Расскажем, как оно появилось, а заодно познакомимся с историей и особенностями этого уникального автомобиля.
Почему «Мормон»?
Прозвище «Мормон» уходит корнями в легенду о происхождении ЗиЛ-157. По народным рассказам, советский грузовик был якобы скопирован с американской трехосной машины компании Marmon-Herrington, поставлявшейся в СССР по ленд-лизу во время Великой Отечественной войны. Эти машины, в частности, использовались как шасси для знаменитых «Катюш». Хотя на самом деле ЗиЛ-157 конструктивно никак не связан с Marmon-Herrington, внешняя схожесть оставила след в народной памяти. Со временем название «Мармон» трансформировалось в «Мормон», и это прозвище закрепилось за грузовиком.

Слухи о «заимствовании» конструкции подогревались уважением к зарубежной технике, поставлявшейся по ленд-лизу, а также высоким качеством и проходимостью самого ЗиЛ-157, которое не уступало легендарным американским машинам.
Легендарный грузовик
ЗиЛ-157 — среднетоннажный грузовой автомобиль с высокой проходимостью, серийно производившийся с 1958 по 1994 год. Изначально он создавался как преемник ЗиС-151 и предназначался для нужд народного хозяйства и Вооруженных сил СССР. Машина выпускалась на нескольких заводах: основном заводе имени Лихачева в Москве, а позднее — в Свердловске-44, переименованном после распада СССР в Новоуральск.
За годы производства было выпущено более 797 тысяч экземпляров всех модификаций. Грузовик активно использовался в армии, на стройках, в сельском хозяйстве и для перевозки грузов в самых сложных условиях, включая Крайний Север и труднодоступные районы Сибири и Дальнего Востока.
Выпуск ЗиЛ-157 официально завершился в 1994 году. Последние машины производились на заводе в Новоуральске (ранее Свердловск-44). Основной завод в Москве (ЗИЛ) прекратил производство этой модели еще в 1978 году, сосредоточившись на других разработках.
Массовое использование ЗиЛ-157 сократилось к концу 90-х годов, когда его вытеснили более современные модели грузовиков, такие как ЗиЛ-131 и «Урал-375».
Особенности конструкции
ЗиЛ-157 отличался переднемоторной компоновкой и полным приводом с колесной формулой 6×6. Машина получила централизованную систему регулирования давления в шинах, что позволило ей успешно преодолевать песчаные, снежные и болотистые участки. Водители ценили ее за неприхотливость, ремонтопригодность и высокую проходимость.
Основные характеристики:
• Грузоподъемность: 4,5 тонны по шоссе, 2,5 тонны по грунтовым дорогам.
• Максимальная скорость: 65 км/ч.
• Расход топлива: около 42 литров на 100 км.
• Двигатель: бензиновый, мощностью 104 л. с.
• Клиренс: 310 мм.
• Колесная база: 4225 мм.
Кабина грузовика была спроектирована с учетом комфорта водителя: оснащена современной для того времени печкой с электрическим вентилятором и улучшенными амортизаторами. Это сделало ЗиЛ-157 удобным для работы даже в суровых климатических условиях.