Теперь понятно, почему этот забытый автобус СССР называли так странно: что еще за «Суслик»

В конце 1960-х годов на Рижской автобусной фабрике началась работа над новой моделью микроавтобуса, которая должна была прийти на смену легендарной «Латвии» — РАФ‑977. Этот проект получил обозначение РАФ‑982 и сразу же стал ареной смелых экспериментов с дизайном, компоновкой и технологиями. Конструкторы стремились создать не просто новый микроавтобус, а машину будущего — современную, удобную, с улучшенной эргономикой и надежной техникой.
Один из первых прототипов получил название «Циклон». Это был полукапотный микроавтобус с внешностью, напоминавшей западные аналоги вроде Ford Transit. Разработан он был в 1967 году под руководством конструктора Арвидса Мейзиса. Водитель в этой модели сидел за передней осью, что придавало машине характерный профиль. Под капотом изначально стоял двигатель от ГАЗ‑21, но впоследствии его заменили на более мощный агрегат от «Волги» — ГАЗ‑24. Коробка передач была механическая, четырехступенчатая, с задним приводом. Ходовая часть, в отличие от более раннего РАФ‑977, была переработана: использовалась независимая передняя подвеска и усиленные барабанные тормоза. Колесная база составляла около 2700 мм, что обеспечивало хорошую маневренность и устойчивость на дороге.
Несмотря на интересную концепцию, «Циклон» в серию не пошел — было построено всего два опытных экземпляра.
Параллельно с 982-I разрабатывался и второй прототип — РАФ‑982‑II, с совершенно иной философией. Это была машина вагонной компоновки, с футуристическим дизайном и панорамным остеклением. Он выглядел как транспорт из будущего и, хотя тоже не был принят в серию, именно его решения легли в основу нового поколения — модели РАФ‑2203, которая в 1970-х годах стала лицом советского микроавтобусного автопрома.
Тем не менее многим автолюбителям запомнилась именно модель 982-I. Во многом благодаря странной кличке «Суслик». Догадаетесь, почему микроавтобус так называли?
Оказывается, все дело в его названии. Автомеханики в шутку произносили «Суслон» вместо английского Cyclon — так постепенно 982-I и превратился в «Суслика».
Позднее это прозвище по инерции начали применять и к другим опытным или даже серийным рафикам, хотя «настоящий» «Суслик» был только один — тот самый, с полукапотной компоновкой и лихим профилем.