Инженеры в СССР украли идею «Волги» у американцев? На какое авто похожа легендарная советская машина

В СССР автопром развивался в условиях ограниченного доступа к зарубежным технологиям и жесткого планирования, что вынуждало инженеров и конструкторов нередко заимствовать удачные решения у иностранных производителей. Одним из самых известных примеров такого подхода стал легендарный ГАЗ-21 «Волга», чьи очертания и технические решения имели заметное сходство с рядом американских моделей середины XX века. Особенно часто «Волгу» сравнивали с Ford Mainline 1954 года — и такое сопоставление неслучайно.

Форма кузова ГАЗ-21, его покатая крыша, вытянутая передняя часть и характерные хромированные элементы сильно напоминают американскую классику послевоенного периода. Столь явные совпадения можно объяснить стремлением советских инженеров не только следовать модным на Западе дизайнерским веяниям, но и подчеркивать «статусность» машины — ведь «Волга» изначально задумывалась не как народный автомобиль, а как престижный транспорт для чиновников среднего звена и профессионалов: врачей, инженеров, ученых.
Помимо Ford Mainline, в облике ГАЗ-21 можно разглядеть черты Mercury Monterey и Plymouth Savoy тех же лет. Совпадения прослеживаются в конструкции решетки радиатора, форме капота и задних крыльев.

При этом советские инженеры не просто вдохновлялись западным автопромом, а адаптировали его под местные реалии. Например, ГАЗ-21 имел более высокий дорожный просвет, чем американские машины, чтобы справляться с плохими дорогами. Кузов был усилен, а двигатель рассчитан на использование бензина более низкого качества. Так что, несмотря на внешнюю схожесть, «Волга» оставалась уникальной с точки зрения внутреннего содержания и прочности.
Подобная практика копирования касалась не только «Волги». Классический внедорожник ГАЗ-69, например, во многом напоминал американский Willys MB, а ЗИЛ-111, служивший официальным автомобилем первых лиц государства, был явно вдохновлен Cadillac Fleetwood.



