Какой Лермонтов из экранизаций от СССР до наших дней больше похож на настоящего: сравниваем актеров

16 октября 2025 года в российский прокат вышел фильм «Лермонтов» режиссера Бакура Бакурадзе. Отличный повод, чтобы вспомнить, как великого поэта изображали в кино раньше, и сравнить, какой актер был ближе всего к настоящему Михаилу Юрьевичу.
Настоящий Лермонтов
Михаил Лермонтов (1814–1841) был невысокого роста, худощавый, с тонкими чертами лица и слегка сутулой фигурой. Современники говорили о его глазах — больших и внимательных. Он носил короткие усы, был всегда тщательно одет, любил военную форму.
А. М. Меринский, однокурсник писателя, вспоминал: «Лермонтов был брюнет с бледновато-желтым лицом, с черными как уголь глазами, взгляд которых, как он сам выразился о Печорине, был иногда тяжел. Невысокого роста, широкоплечий, он не был красив, но почему-то внимание каждого и не знавшего, кто он, невольно на нем останавливалось».
Характер поэта — смесь романтизма и язвительности. Он умел обаять, но мог и больно уколоть словом. Его считали человеком гордым, независимым, подчас мрачным. Воспоминания друзей показывают Лермонтова как человека страстного, влюбчивого, острого на язык, а также очень храброго не только на Кавказе, но и в светских дуэлях.
«С глазу на глаз и вне круга товарищей он был любезен, речь его была интересна, всегда оригинальна и немного язвительна. Но в своем обществе это был настоящий дьявол, воплощение шума, буйства, разгула, насмешки. Он не мог жить без того, чтобы не насмехаться над кем-либо; таких лиц было несколько в полку, и между ними один, который был излюбленным объектом его преследований», — из воспоминаний М.Б. Лобанова-Ростовского.
«Лермонтов» (1943): Алексей Консовский
Советская черно-белая драма Альберта Гендельштейна стала первой большой попыткой рассказать о жизни поэта. Алексей Консовский играет Лермонтова героическим, почти монументальным. Его Лермонтов — прежде всего гражданский поэт, «пламенный борец с царизмом».

Внешне Консовский мало похож на настоящего Лермонтова: он слишком статен, не сутул, выглядит старше своих 20–26 лет. Но в фильме звучат строки «Смерти поэта», есть сцены Кавказа, дуэль и образ поэта как символа национального сопротивления. Это идеализированный Лермонтов, каким его хотели видеть советские школьники 1940-х.
«Лермонтов» (1986): Николай Бурляев
Дебютная режиссёрская работа Бурляева — поэтическая киноверсия жизни писателя. Бурляев сам сыграл Лермонтова и сделал упор на его внутренний мир. Картина наполнена цитатами, живописью поэта, музыкой, длинными сценами и метафорами.

Бурляев ближе по типажу к Лермонтову: тонкий, нервный, с внимательным взглядом. Его Лермонтов не только «борец», но и страдающий человек, ищущий ответ на вопрос «Зачем?». Фильм критиковали за излишнюю медлительность, однако сегодня он воспринимается как попытка показать Лермонтова сложным, противоречивым и живым.
И в 1940-е, и в 1980-е цензура опасалась слишком свободного взгляда на поэта — Лермонтов оставался фигурой слишком бунтарской, чтобы показывать его целиком, и фильмы не были доступны массовому зрителю.
«Лермонтов» (ТВ, 2014): Владимир Аблогин
Документально-игровой фильм Максима Беспалого подробно рассказывает о жизни поэта. Владимир Аблогин играет Лермонтова с нежностью и вниманием к деталям. Съемки проходили в «Тарханах» и на Кавказе, что придает картине подлинность.

Аблогин внешне напоминает юного поэта, в кадре — человек с огромными глазами, чувствительный, почти ранимый. Такой Лермонтов ближе к биографическим описаниям, чем героические версии прошлого века.
«Лермонтов» (2025): Илья Озолин
В новой версии режиссера Бакурадзе Лермонтов — это прежде всего человек, стоящий перед своей последней дуэлью. Фильм сосредоточен на последних часах его жизни, напряжении и психологической драме.

Илья Озолин, судя по трейлеру, играет Лермонтова сдержанно и современно, с чувством.
Кто был ближе
Судя по описанию, Бурляев и Аблогин ближе к реальному Лермонтову по характеру, а Озолин, вероятно, покажет его таким, каким тот был на самом деле: человеком из плоти и крови, со своими страстями, ошибками и дерзостью.
А какой Лермонтов ближе вам — героический Консовский, трагический Бурляев, ранимый Аблогин или современный Озолин? Новый фильм выходит 16 октября — самое время пересмотреть старые экранизации и решить, чей образ для вас «настоящий».