Эту сцену из фильма об СССР обожает молодежь: их смешит Михалков и его «Утомленные солнцем 2»

Многие фильмы сегодня получают второе дыхание благодаря соцсетям. Молодое поколение активно открывает для себя старые ленты и смотрит на них совсем иначе. И порой реакция зумеров оказывается настолько честной и ироничной, что фильмы начинает жить новой жизнью.
Так произошло с картиной Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Цитадель» (2011). Когда-то фильм стал одним из провалов российского кинематографа — 45 миллионов долларов бюджета при сборах в 1,5 млн. Но теперь отдельные эпизоды возвращаются в соцсети, вызывая смех и постироничные пародии.
О чем фильм
Осторожно, спойлеры. «Утомленные солнцем 2: Цитадель» — заключительная часть трилогии Никиты Михалкова. Действие разворачивается в 1943 году, во время Великой Отечественной войны. Главный герой — генерал Сергей Котов (его играет сам Михалков), чудом выживший после лагерей и штрафбата.
По сюжету Сталин поручает ему практически невыполнимое задание: вести в атаку на немецкую крепость 15 тысяч безоружных мужчин — тех, кто по разным причинам оказался вне фронта. Вместо винтовок им выдают черенки от лопат.
Параллельно в фильме развиваются и личные линии:
- Котов возвращается к семье, где его считали погибшим;
- его дочь Надя (Надежда Михалкова) работает в медсанчасти, переживает контузию;
- старые враги и друзья пересекаются снова, часто в фарсовых ситуациях.
Финал выдержан в стиле символической сказки: крепость взрывается почти случайно, герои чудесным образом выживают и едут к Берлину.
«Котлы», «мена» и слепой гопник
Одна сцена больше всего зацепила зумеров: на вокзале герой Михалкова, генерал Котов, сталкивается с компанией гопников. Главарь которых предстает в образе слепого в темных очках, как у кота Базилио, ножом и яблоком в руках. Ситуация подана почти как уличный анекдот, и именно реплики героев плюс атмосфера и игра актеров — стали секретной формулой для бурного обсуждения в соцсетях.

— Дядь, скажи, который час?
— Девятнадцать без пяти.
— У тебя котлы-то генеральские что ли?
— Так я ж генерал!
Слово «котлы» здесь значит наручные часы. На руке у Котова были массивные «Кировские» — в народе их называли «кастрюлями» за огромный корпус и наклонный циферблат. Такие часы действительно были популярны в 40-е, но в устах гопников это звучит как почти рэп-баттл из прошлого: мол, «не по масти» носить такие.

Дальше следует обмен репликами в духе уличного сленга:
- «Мена?» (то есть «обмен») — гопник предлагает сигарету в обмен на часы.
- «Пошло?» — воровское выражение, «договорились».
- «Держи!» — ироничная кульминация, когда вместо сделки герой Михалкова вдруг превращается в настоящего терминатора с необычным оружием — «когтем» и укладывает сразу нескольких бандитов буквально не глядя.
Для зрителей это выглядит комично: на экране генерал ведет себя как смесь уличного «батька», голливудского супергероя и персонажа пародии.
Реакция в Сети
В соцсетях зрители сравнивают сцену с фильмами ужасов или супергеройскими лентами. Видео с отрывком из фильма набрало 10 миллионов просмотров на Ютубе. Вот лишь несколько реакций:
- «Михалков отошел от традиций советского кино и вошел в роль американского Фредди Крюгера»
- «Фредди Крюгер. Цитадель»
- «Комдив Котов с одними палками взял цитадель. Это новое слово в военной тактике. Этот терминатор и Фредди Крюгер в одном лице просто монстр»
- «Я думал, он ситуацию базаром разрулит. Но оказалось проще: дед — супергерой»
Для молодежи эта сцена стала поводом для постиронии.

Гротескная игра актеров, странные диалоги и неожиданный переход от «котлов» к кровавой расправе выглядят, не погружаясь в контекст, странно. Отсюда массовые пародии на сцену, мемы и зацикливание цитат под биты.

Изначально реакция критиков была примерно похожей. «Коммерсант» писал: «Весь фильм — капустник, из тех, что позволяют себе в терапевтических целях актеры, выдюжившие архисложный спектакль. […] Идея оживить героев, над гибелью которых плакали зрители первых «Утомленных солнцем», была странновата. Но теперь исчезли претензии и к ней. Когда во главе 15 тысяч штафирок, вооруженных черенками от лопат, Котов — а за ним и все командование — идет по воде аки посуху, да под блатную гармошку на штурм цитадели, а она эффектно взрывается на их глазах, понимаешь: никакого противоречия между частями трилогии нет. Героев действительно убили в 1937 году, а все последующее — их предсмертный бред».
Другие отмечали, что фильм абсолютно бессмыслен: «Но размазанные почти на шесть изматывающих хаотичных часов «Утомленные-2» не работают ни в координатах реального мира, ни как репортаж из подсознания. «Предстояние» еще как-то держалось на ощущении, что вот сейчас что-то начнется, в «Цитадели» на 15-й минуте становится понятно, что не начнется ничего и никогда», — из рецензии Романа Волобуева, автора «Афиша Daily».
И все-таки
Сегодня «Цитадель» воспринимается как поп-культурный феномен. Картина, провалившаяся в прокате и разгромленная критиками в 2011 году, обрела вторую жизнь в соцсетях — уже в виде мемов, пародий и постироничных шуток.
Но если хочется действительно сильного фильма о судьбах людей в СССР, лучше вернуться к началу трилогии. Первая часть «Утомленные солнцем» (1994) получила «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Это по-настоящему глубокая и трагическая история, которая и по сей день смотрится мощно и искренне.