Оказывается, в СССР изобрели свой способ делать спецэффекты в кино: иностранцы восхищены до сих пор

Еще до того, как Юрий Гагарин совершил первый космический полет, режиссеры снимали фильмы о путешествиях на далекие планеты и встречах с загадочными инопланетянами. Технически снимать картины о космосе было сложно: долгое время кинооператоры использовали возможности макросъемки. С ее помощью можно было превратить обычные предметы в объекты космического пейзажа: например, при умело подобранном ракурсе щетинки одежной щетки превращалась в фантастический лес, пыль на бархатной ткани — в космическую бездну, а папиросные гильзы — в величественные колонны.
Позже появились комбинированные съемки, в которых в одном кадре соединялись разные объекты. В фантастическом фильме советского режиссера Павла Клушанцева «Планета бурь», которым вдохновлялись Стэнли Кубрик, Джеймс Кэмерон и Стивен Спилберг, макет извергающегося вулкана соединялся в кадре с актерами. Таким образом на экране казалось, что герои идут по лаве.
Но, кроме макро- и комбинированных съемок, в СССР придумали еще один способ создания фантастических фильмов о космических приключениях — химический. В конце 50-х с помощью химического метода режиссер Тамара Лаврова сняла картину «Земля — Космос — Земля». Однако автором метода была не она, а оператор Борис Травкин.

Борис Травкин
Он открыл химический метод случайно, нечаянно капнув анилиновым красителем на желатиновый слой фотоэмульсии. В результате капля растеклась по пластинке, образовав красивый, фантастический рисунок, что и навело сценариста на мысль о дальнейшем использовании этого эффекта при создании фильмов. Свой метод Травкин назвал ФОКАЖ, то есть «форма, образованная контактом активных жидкостей».
Оператор начал экспериментировать с разными веществами: ацетоном, глицерином, нитролаком, жидким мылом, сахарным сиропом, спиртовыми растворами, разными видами клея и т. д. Опыты проводились в стеклянных емкостях, напоминающих аквариумы и подсвечиваемых снизу. Позже Травкин систематизировал полученные химические реакции.
Таким образом Травкин смог создавать впечатляющие как земные, так и космические пейзажи: летящие облака, потоки лавы, вихри, смерчи и т. д. Например, чтобы создать лаву нужно было смешать глицерин, хозяйственное мыло, силикатный клей, гуашь и анилиновые красители, после чего запустить эту смесь стекать по стеклу. А чтобы сделать клубящиеся облака — вливать в воду белую гуашь.
Травкин рассказывал о том, как для фильма «Выбор цели» режиссера Игоря Таланкина снимали «ядерный взрыв»: «Образование огненного шара получилось… при съемке капли подкрашенного в оранжевый цвет одеколона в тонком слое водного раствора анилиновой краски. Капля, быстро растворившись в воде, образовала «огненный шар». По сходному принципу были сняты и остальные фазы «ядерного взрыва».

Кадр из фильма «Выбор цели»
А вот как он создавал изображение фантастического города для фильма «Космос. Земля. Космос»: «Силуэт города был нарисован черной краской на медной решетке. Потом на нее нанесли ацетон и снимали на просвет. Ацетон растворял пленку и краски в одной ячейке за другой; сквозь них проходил свет. Получился фантастический город, постепенно расцветающий мириадами загорающихся окон».
Методом Травкина пользовались многие съемочные группы в 60-70-х годах: так, в «Солярисе» Андрея Тарковского пейзаж неизвестной планеты снимали при помощи ацетона, посыпанного алюминиевым порошком. Кроме того, химический метод помогал создавать фильмы «Молчание доктора Ивенса», «Комитет 19», «Выбор цели» и другие.
За границей тоже отмечали изобретательный метод советского оператора: картина «Космос. Земля. Космос» была отмечена почетным призом на конгрессе Международного союза технических кинематографических ассоциаций в Париже.
«Его много раз приглашали в Голливуд как специалиста по комбинированным съемкам. Но он не мог туда поехать, потому что был беспартийный, в то время беспартийных за границу не выпускали. Ему приносили письма, к примеру, с приглашением посетить Лос-Анджелес, все расходы брала принимающая сторона. Его не пускают, а с опозданием на несколько дней вручают распечатанный конверт…» — рассказывал режиссер Владимир Полин.
Травкин умер в 1990 году, так и не выехав из СССР. Его метод съемок изучают до сих пор, вот что писал сирийский киноисследователь Самир Джабер: «Даже зная «кухню» творчества оператора, трудно поверить, что возникновение и гибель галактик, ядерные взрывы, распад и образование новых планет сняты в стеклянной ванночке…»


