Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
Другие виды спортаОлимпийские игры
12 сентября 2022, Понедельник, 02:05

Любимец СССР и всего мира уничтожил свою карьеру из-за икон. Он запил и умер в 26 лет…

РИА Новости
Поделиться
Комментарии
Белов мог спокойно заиграть в НБА.

Александр Белов — легенда нашего баскетбола: олимпийский чемпион, чемпион мира, двукратный чемпион Европы. На паркете Белов творил удивительные вещи и стал первым игроком из СССР, выбранном на драфте НБА.

«Кто видел Сашу в игре, тот конечно же никогда не забудет его легкий, красивый бег настоящего атлета. Чувствовалось, что он нравится себе, что он любуется собой — своей силой, изяществом, мастерством. И он знал, что нравится другим, что публика любуется им. И поэтому играл еще красивее, еще грациознее и элегантнее. Но делал Саша это не в ущерб игре, не ради красивости и одного лишь мнимого эффекта. Каждое его действие было подчинено логике событий», — писал прославленный тренер Александр Гомельский.

Конечно, главный хайлайт карьеры Белова — последние 3 секунды мюнхенского финала.

Кто знает, каких высот мог бы еще достичь Александр, если бы не редкая болезнь сердца — Белов скончался в возрасте 26 лет…

***

В родном Ленинграде Белова обожали. Теплые отношения были у Александра и с главным тренером Владимиров Кондрашиным: баскетболист рано потерял отца, у тренера же сын был инвалидом-колясочником.

«Можно только представить себе, что испытывал Владимир Петрович, работая с утра до вечера с молодыми здоровыми парнями, а вечером возвращаясь домой к родному, фактически неподвижному человеку. Возможно, в Сашке Петрович воплощал нереализованные мечты, проживал до конца свои отцовские несбыточные ощущения.

Фактически заменив Белову отца, Кондрашин перенес на воспитанника и отцовское всепрощенчество, которое, считаю, во многом и сгубило Сашку. Контроль за молодой звездой, любимцем ленинградских болельщиков, не был ни до конца полным, ни до конца строгим. Многое Петрович прощал ученику. Винить за это Кондрашина трудно — большинство тренеров верит в своего наиболее близкого, наиболее доверенного ученика и всегда надеется на лучшее.

В итоге, не обладая твердым, как алмаз, характером, Александр все больше сползал в захватывавший его поток веселого разгула, царившего в ленинградском «Спартаке». Они тогда были веселой командой. Гуляли тоже весело и от души — с валютными проститутками и ведрами из-подо льда для шампанского на голове. Белов все чаще ходил по краю при прохождении таможни, что в итоге закончилось двумя крупными срывами. «Залетал» он в основном в группе товарищей, которые, зная отношение Кондрашина к Белову, постоянно провоцировали его на приключения в надежде на то, что ему все простят, а они спрячутся за его широкую спину. Обладая добрым, широким, по-настоящему русским, в чем-то бестолковым характером, Сашка никому не отказывал», — писал друг Александра по сборной Сергей Белов.

РИА Новости

В советские годы платили спортсменам не так уж и много, в качестве дополнительного заработка атлеты привозили из-за границы дефицитные товары и продавали их втридорога на родине. Первый срыв, о котором пишет Сергей, случился в 1973-м: через год после мюнхенского финала американцы пригласили сборную СССР в турне. Вернувшись из Америки, сразу к нескольким игрокам возникли вопросы, «показательным нарушителем» был выбран Иван Дворный — за пару джинсов его отправили в тюрьму. Также таможенникам не понравилось содержимое сумки Александра Белова, но тут все ограничилось маленькой дисквалификацией.

В 1975-м случился еще один неприятный инцидент: вступив в конфликт с водителем автобуса, Белов не сдержался и для выяснения отношений вытащил его из кабины — был суд, в итоге год условно. В том сезоне Александр был в хорошей форме, но все эти передряги сказались на игре. Кондрашину чудом удалось добиться разрешения Белову поехать на ЧЕ — проиграли в финале югославам.

РИА Новости

В какой-то момент Белов попал под влияние Владимира Арзамаскова — классного баскетболиста и не менее талантливого коммерсанта. Супруга Арзамаскова Жанна свела героя Мюнхена с женщиной, обладавшей огромными связями с иностранцами — где купить и как продать. «А та уже Сашке с этой коммерцией голову развернула на 360 градусов!», — рассказывал бронзовый призер ОИ-1976 Андрей Макеев.

Считается, что именно Арзамасков уговорил Белова взять в Италию иконы, чтобы там их продать. В деле было трое, кому нести сумку — бросили на пальцах. Выпало Белову.

«Приезжаем в еще старое «Шереметьево». Абсолютно обыденная и привычная процедура — поначалу. Те же самые люди на таможне. Давно все друг друга в лицо знают. Мы составили сумки в огромную кучу. Потом их часть ребята перенесли уже в зону досмотра. Другая часть осталась на прежнем месте — пока как бы ничьи. И тут Сашка (Белов) говорит нападающему Вове Яковлеву: «Возьми вот эту сумку и отнеси туда». Вова свою уже отнес — и вторую понес следом. В ту зону, где-либо состоится досмотр, либо приедет тележка — и все сумки скопом увезет к самолету без всякого досмотра.

Но как только Яковлев совершил свой второй поход, «ни с того ни с сего» вдруг появилось всеобщее внимание к этой сумке. К обычной и неприглядной спортивной сумке. «КТО пронес?» Хотя видели же, кто ТОЛЬКО ЧТО ее пронес.

Вова молчит. Его отозвали в сторону. И следом… Сашку отзывают. Хотя со стороны было совершенно непонятно, при чем тут Белов — и почему его «привязывают» к этой сумке! Объяснение может быть только одно: и Сашку, и, разумеется, Зяму (Арзамаскова) уже «пасли». И в тот день в аэропорту, и раньше — когда они валюту покупали», — вспоминал Макеев.

Арзамасков сказал Белову, что тоже может сознаться, однако Александр взял всю вину за себя. Последствия были серьезными: дисквалификация, лишение званий, общественное порицание.

РИА Новости

Белов запил, на фоне ослабленного организма заболел сальмонеллезом и привел себя в тяжелейшее психологическое и физиологическое состояние. Некоторое время спустя ему все-таки разрешили вернуться, в августе 1978-го вызвали в сборную — как оказалось, последний раз в жизни.

«Готовимся к чемпионату мира. Появляется Белов. За три месяца до этого прекрасно выглядел. А тут — старик стариком! Мы еле узнали его!

Тренироваться хотел. Доктор не пустил: «Саша, скорее в Ленинград — и на обследование». Белов уехал. А мы отправились в Манилу. Заглянули на товарищескую игру итальянцев, они и сказали, что Саша умер», — вспоминал чемпион ОИ-1972 Алжан Жармухамедов.

На момент смерти Александру Белову было всего 26 лет…

Подписывайтесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0