Аверины, Винер, возможное исключение гимнастики из программы Олимпиады. Чемпионка ОИ-2008 Евгения Канаева
Двукратная олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Евгения Канаева стала одним из самых крутых почетных гостей предстартовой пресс-конференции в поддержку пилота команды «Хаас Уралкалий» Никиты Мазепина, которая проходила накануне Formula 1 VTB Russian Grand Prix 2021. Мы решили пообщаться с великой гимнасткой и узнать, что она думает по поводу прошедших Игр в Токио, конкуренток сестер Авериных и возможного исключения гимнастики из Олимпийских видов спорта.
Про потенциальную должность, тренерство и душу в гимнастике
Хочется начать с громкой новости. Ирина Винер сказала, что вы можете стать кандидатом от России на пост главы технического комитета Международной федерации гимнастики (FIG) в 2024 году. Прокомментируете это заявление?
Я пока не могу это комментировать: рано говорить о том, что будет через три-четыре года. Конечно, мне приятно, что Ирина Александровна хорошего обо мне мнения и ценит мои знания, отношение к любимому виду спорта, которое стало таким благодаря ей. Но, насколько мне известно, в России есть и другие желающие, готовые занять эту должность.
У меня есть прекрасная работа, которая меня устраивает. Я занимаюсь с детьми в сборной команде, это всегда живое общение, творчество, прогресс. У меня — две очень хорошие семерки, совместно со своим тренером — под руководством Ирины Александровны. В том числе сейчас тренирую Анастасию Симакову и Софью Агафонову. Мы ведем хороших гимнасток, которые в дальнейшем могут показать достойный результат.
Ирина Александровна также говорила, что для этого вы занимаетесь английским языком. Как успехи?
Я занимаюсь английским, но не ради какой-то должности. Скорее, для себя. Мой ребенок учит язык, я люблю путешествовать и хочу свободно общаться. Учу самостоятельно, без языковых школ и репетитора.
Понимаете, самое важное для меня — это семья. В моей жизни должна быть гармония, чтобы я совмещала работу и личную жизнь. Мы живем один раз. Я очень много отдаюсь своему любимому виду спорта, но и хочу успевать просто жить. Если уходишь в рабочий процесс полностью, не отвлекаешься от профессии, очень быстро истощаешься. У меня есть сынок, к которому я мчу при каждой возможности: на его тренировки, пообщаться, уделить внимание. Даже когда я тренировалась сама, в свободное время спокойно общалась с людьми на другие темы, которые не касались спорта.
Если так случится, что победите: что хотите изменить, привнести нового в гимнастику?
Души. Для меня гимнастика — это больше, чем вид спорта. Это на грани искусства. В каждом человеке есть что-то эмоционально тайное, и в гимнастике можно показать именно внутреннюю сторону гимнастки. Мои девочки, с которыми я работаю: каждая из них по-своему уникальна. У них свое мнение, видение, что-то, чем они могут энергетически поделиться. А в нашем виде спорта энергетика играет одну из главных ролей. Я хочу, чтобы ее было больше. Чтобы гимнастки показывали это через каждое движение и у них самих шли мурашки. Это как отдавать любовь, когда тебе вернется только больше. Для этого нужно больше быть в позитивном состоянии: в негативе можно заработать травмы, уйти в депрессию. Главное, чтобы рядом со спортсменками оказывались люди, которые могут поддержать. При этом спортсмен должен понимать: только он хозяин своих действий, за него не выполнит программу тренер или психолог. Хоть тот же тренер делает колоссальную работу, вроде бы невидимую. Это колоссальный труд, постоянные разговоры, самоотдача.
Насколько вы строгий тренер?
Скажу так: я любящий, справедливый и честный тренер. Я такой человек, что лучше промолчу, чем скажу неправду. Для меня предельно важно оставаться честной перед самой собой. Этому же я учу детей в сборной: чтобы девочки относились честно к себе, делу, правильно оценивали свои возможности и говорили правду. Пусть они лучше скажут, что им лень, но это будет честно. Тогда с ними можно поговорить, объяснить, что все люди — ленивые, просто кто-то это преодолевает, а кто-то — нет.
Это невозможно сравнить, но все же что сложнее: тренироваться или тренировать других?
Невозможно сказать, это действительно абсолютно разные вещи. Я перфекционист и дикий самоед, поэтому всегда требовала от себя свой максимум. Я и спортсменкой не говорила себе, что стану чемпионкой и всех порву. Отработала только свою программу и требовала максимум от себя. При этом даже сейчас, независимо от регалий, я не могу сказать, что я какая-то крутая. Для меня жизнь — это постоянное движение, и нет предела совершенству.
А когда становишься тренером, нужно чувствовать и понимать спортсменов. Какие-то вещи могут казаться мне элементарными, а ребенок не может скоординироваться. Приходится себя сдерживать, правильно все донести, при необходимости объяснить или показать несколько раз. Плюс какие-то вещи я не делала как спортсменка, но выучила, когда стала тренером. Я из трудолюбивых людей, поэтому достаточно дотошный тренер. Мне не лень объяснить и показать несколько раз. Но это иногда надоедает спортсменам, и нужно находить подход. Вообще, у меня очень интересная работа: не представляю себя, работающей с бумажками или на телефоне. Я все-таки другой человек.
Про Олимпиаду, судейство и сестер Авериных
Давайте немного о прошедшей Олимпиаде в Токио: судейство было предвзятым?
Не комментирую. Я поддерживаю своих спортсменок. То, что Дина и Арина прошли в течение пяти лет в качестве лидеров в мировой художественной гимнастике, это уникально. Такое может показать даже не каждый, а просто единицы. Девочки демонстрировали фантастический результат. Плюс наши спортсмены испытали карантин и перенос Олимпиады — это огромное испытание, в нашем виде спорта — вообще отдельное. В гимнастике люди могут меняться за полгода или год. Я также за полгода попала на Олимпиаду в Пекин. Были две первые девочки Оля и Вера, потом за полгода я начала выигрывать и мне дали шанс, хотя как молодой и неопытной могли не дать. Но мне позволили показать мои возможности. Поэтому я счастлива, что у нас есть медали, и хочется, чтобы мы дальше продолжали выигрывать.
Ходят разговоры, что гимнастику могут исключить из программы Олимпийских игр. Как этого избежать?
Я такое не слышала, и надеюсь, что этого не произойдет. Я даже уверена в этом. Желаю только, чтобы нашему виду спорта дали больше медалей. Я очень хочу, чтобы гимнастике дали командный и отдельный виды. Иначе выходит нечестно. Плавание получает каждый вид медалей, спортивная гимнастика получает награды за отдельные виды, многоборье и команду. В художественной гимнастике — это подвиг: выполнять упражнения и делать выход на таком высоком уровне. Это нереальный труд, и его должны оценивать по достоинству.
Художественная гимнастика — один самых красивых видов спорта, и очень интересно наблюдать, что девочки делают с предметами. Также я вижу, как этот вид спорта любят родители и приводят своих девочек на занятия. Это может делать обществе лучше. Девочки очень красивые, музыкальные, одухотворенные, с прекрасной осанкой. Это развивает нашу женскую часть.
По-вашему, какие шансы у сестер Авериных на реабилитацию через три года на Играх в Париже?
Нельзя загадывать, все очень непредсказуемы. Я бы побоялась делать прогнозы по поводу их участия в Париже, потому что гимнастика — очень короткий вид спорта, где люди быстро меняются.
Но скажу, что девочки — уникальные. Помню, когда я выступала, они были совсем маленькими. Я тоже долго росла, но они были прям совсем миниатюрные. Они такие трудолюбивые, на них никто особо не ставил, никто в них не видел мировых звезд по художественной гимнастике, хотя они показывали результат. Они очень сильные, помогают друг другу. С ними сложно соревноваться в России. Авериными движет нереальный труд, любовь и самоотдача в гимнастике.
В нашей гимнастике сейчас есть девушки, которые могут конкурировать с Авериными?
Конечно. Сейчас растет очень голодная молодежь. У нас есть потрясающая Лала Крамаренко, Даша Трубникова, Настя Симакова и другие. Благодаря Авериным и их самоотдаче другие девочки становятся более трудолюбивыми и способными. Мне интересно наблюдать за ними, это вызывает восхищение. Они точно могут стать конкурентами сестрам на следующий цикл.
Не стоит забывать, что правила в художественной гимнастике меняются каждые четыре года. Олимпийский цикл приносит новые изменения, и сейчас они особенно большие: например, артистика будет судиться из 10 баллов. Также сложность аппарата (Body Difficulty) стала ограничена количеством 20. Чтобы элементы засчитали, их нужно выполнять более сложно. Но, думаю, система будет лучше, потому что это более интересней, зрелищней и красивей. Мы уже в этом разбираемся, проходим семинары. Дети тоже погружаются в новые правила. Для них это толчок вперед: новое очень заряжает и мотивирует.
Когда смотрите за такими соревнованиями, наблюдаете какую-то интригу, не радуетесь, что все позади?
Честно, никогда такой мысли не было. В первую очередь благодаря моим тренерам, той же Вере Ефремовне Штельбаумс. Были настолько тяжелые моменты, когда казалось, что мне вообще никто не верит, что я уже никому не нужна.
Иногда было ощущение, что невозможно пробиться. Но тренер ежедневно приходила в зал, работала со мной, выправляла мне ноги, хотя это делает не каждый наставник. Я очень везучий человек, и мне очень повезло с тренерами. В том числе и с главным, с которой я была как за каменной стеной, когда ничего не страшно.
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.