Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
ЛыжиОлимпийские игры
28 марта 2022, Понедельник, 06:15

Правильность Большунова, капризы Непряевой, отстранение России, роботы в фигурке. Глава русских лыж Елена Вяльбе

@anna__shcherbakova_ / РИА Новости
Поделиться
Комментарии
Итоги олимпийского сезона.

Елена Вяльбе — один из самых успешных функционеров в российском спорте. Глава федерации лыжных гонок (ФЛГР) вместе со своей командой принесла большую часть медалей на Олимпийских играх в Пекине, а также радовала успехами по всему международному сезону. Санкции к нашим атлетам из-за ситуации на Украине вынудили завершать соревновательный год дома, но при своих болельщиках для некоторых это было даже в плюс. Положительные эмоции были и у Вяльбе, которую корреспондент Sport24 Константин Лесик застал в Кирово-Чепецке на турнире «Олимпийцы России». Итог: большое интервью о самых важных моментах олимпийского сезона.

РИА Новости

— Как вам атмосфера соревнований «Олимпийцы России»?
— А вам?

— Я был на Олимпиаде, по атмосфере здесь гораздо лучше.
— Честно скажу, организаторы — молодцы. Я, может быть, даже не ожидала, что все на таком уровне они проведут: мы ведь достаточно быстро приняли решение.

Что касается атмосферы, после Олимпиады, мне кажется, нас везде сейчас хотят видеть болельщики, организаторы, судьи. Это приятно.

— Чувствуется, что это самый большой бум лыжных гонок за последнее время?
— Последние две Олимпиады принесли лыжам большую популярность. Игры в Корее ведь людям тоже запомнилась.

Я думаю, будет определенный бум. Все-таки наша страна объединяется во время Олимпийских игр, неважно — летних или зимних, люди начинают смотреть. Если есть золотые медали, все хотят отвести детей в секции.

Я все время приводила пример, какой был всплеск после Сочи-2014 на шорт-трек, о котором раньше люди вообще не знали. Был Виктор Ан с его обаянием, золотые медали… Олимпийцы-чемпионы всегда сподвигают людей на то, чтобы еще больше смотреть и приводить детей в секции.

— До Олимпиады вы говорили про одно золото, две серебряные и одну-две бронзовые награды. В итоге все получилось гораздо лучше. Какие золотые успехи стали неожиданными? Александра Большунова или девушек?
— Хотела бы для начала поправить про Сашу. Не нужно лишних слов про то, что он уникальный, ярчайший человек и так далее. Мне не хотелось, чтобы он был неким обособленным. Согласитесь, если бы не было Саши, на первом месте бы был Денис [Спицов] в скиатлоне или Иван [Якимушкин] в марафоне.

А теперь о медалях. Перед Олимпиадой в Сочи я имела неосторожность сделать план на четыре золотые медали. Я реально рассчитывала на наш мужской скиатлон, спринтерскую мужскую эстафету, спринт мужской и на длинную эстафету. У женщин не планировала золотых медалей.

По ряду каких-то маленьких причин мы не смогли выиграть эти медалей. А ведь могли. Особенно в командном спринте, где было падение перед нами. Слава богу, что Никита [Крюков] вообще устоял. Падения в спринте и невыход лидеров в финал, падение Сергея Устюгова в полуфинале. Все сложилось из мелочей.

И теперь я точно знаю, что лучше планировать гораздо меньше. Это не из-за страха или еще что-то. Просто лучше свой пыл поумерить.

Сейчас, когда мы ехали на Олимпийские игры, честно скажу, думала, что у нас будет два золота. И была в них абсолютно уверена на 50-километрах у мужчин и скиатлоне. Но была масса приятных для нас причин, которые помогли выиграть гораздо больше… Были и не совсем приятные. Например, если бы Терентьев и Большунов в командном спринте поменялись этапами, могло сложиться все иначе. И это же могло быть и в женской спринтерской эстафете.

Могли ли мы предполагать, что женщины завоюют золотую медаль в эстафете? Я всегда думаю, что эстафета — самый непредвиденный из видов. Там может случиться все что угодно. О том, что немки будут в призах, за несколько дней до этого говорила только я. Не знаю, почему именно в эстафетах на Олимпийских играх они очень хороши. Я еще часто вспоминала про Солт-Лейк-Сити, когда нас отстранили, они выиграли Олимпиаду, хотя норвежки заранее были готовы надеть на себя золотые медали.

Нам все благоволило в этот раз: и погода, и трасса, и отсутствие наших падений или перед нами. И, в первую очередь, общая подготовка. Всегда, когда в командах есть лидер, за ним сразу начинают расти все остальные. Поэтому сейчас нам все повезло, что у нас есть лидеры. И Наташка Непряева тоже лидер. За ней будут расти. У нас молодые девчонки подрастают. И Юлька Ступак у нас замечательный лидер. У ребят все тянутся за Сашей, несмотря на то, что не все тренируются с ним в одной группе.

Из личного архива Александра Большунова

— В интервью до и после Олимпиады наши ребята говорили о том, какая тяжелая трасса в Пекине, что по ней невозможно бежать. В итоге все смогли преодолеть этот кризис и оказаться на голову выше всех.
— Чем сложнее трасса, тем для русских лучше. Поэтому, очень жаль, что они поменяли круг для мужского спринта. Он был легкий. Это оказалось совсем не на руку нам.

Я была на трех Олимпиада как спортсменка. И на всех мне казалось, что трасса сложнее, чем на предыдущих. Мне кажется, все спортсмены говорят одно и то же про трассу на Играх. Но она априори не может быть легкой, потому что это Олимпиада. В Пекине была большая высота, которая накладывалась на ветер. Здесь не было скользящего снега. Но это сыграло нам на руку.

— Прошел месяц с момента окончания Олимпиады. Сейчас уже можно сказать, было ли верным решение сократить мужской марафон?
— На тот момент, когда FIS принимала решение, это было небезопасно: сильный ветер, на трассу падали деревья. Тогда это было абсолютно правильно. Но, я уверена, если бы ребята бежали все 50 километров, то и третье место оказалось бы нашим.

— Как относитесь ко всем отстранениям, которые происходят? Успели уже отойти, смириться с этим?
— Сильно мириться с этим беспределом, наверное, невозможно. Я просто не хочу это лишний раз обсуждать. Я хочу, чтобы каждый человек в мире занимался своим делом. Мы занимаемся спортом, продвигаем его.

Мне обидно за наших ребят. Самой по фигу, поеду я за границу или нет. Ребятам и девчонкам, которые в самом рассвете сил после Олимпиады, было обидно. Это неправильно. Не должно быть дискриминации по национальному признаку.

— Как лыжное сообщество реагирует? Ребята говорят, что есть поддержавшие, но норвежцы высказываются критически.
— Это все индивидуально. Во-первых, это зависит от атмосферы в твоей стране, в твоей федерации. Понятно, что в Норвегии всю бучу против нас поднял член совета FIS. С его стороны это было неправильно и некорректно. Он призывал спортсменов отказываться соревноваться с русскими.

Каждый имеет свою точку зрения, мнение, имеет право высказаться. Но, когда ты видишь, что норвежка искренне после финиша обнимается с Натальей Непряевой, а вечером дает интервью, где говорит о нежелании видеть русских на соревнованиях… Это говорит о том, что руководители призвали сказать так. Когда я прочитала интервью Йоханнеса Клэбо, поняла, что он как бы извиняется. Он говорит так, но при этом заявляет, что любит русских, любит соревноваться с ними.

Getty Images

— Россия в этом сезоне лишилась финала Кубка мира в Тюмени. Как организаторы пережили отмену?
— У нас там уже два раза отменился Кубок мира. Тут либо третий раз заходить, либо… Тяжело. Во-первых, очень большая работа была проведена организаторами, были затрачены огромные деньги, часть из которых уже не вернуть. Это удручает. А что делать? Ничего не поделаешь.

— Наташа Непряева выиграла Кубок мира, несмотря на сложности с концовкой сезона. Радость от победы не смазалась?
— Думаю, Наташке было не очень приятно. Не было этой торжественности.

— Когда на подиуме стояли победители Кубка мира, шведская лыжница Эбба Андерссон отметила на фото Наташу в социальной сети, где она должна была стоять.
— Честно скажу, мне кажется, сами спортсмены не хотят во все это вмешиваться. Мы тоже боремся за себя, за страну. Я очень хотела бы, чтобы спортсмены оставались далеки от политики, дружили. У меня много друзей из тех времен, когда я бегала на лыжах. Когда все это случилось, мне было приятно, что эти люди писали слова поддержки.

— Мария Истомина говорила, что мы всегда хорошо общались с украинской командой. Даже на Олимпиаде.
— Да. Я помню, когда была последний раз в олимпийской деревне с Юрием Чарковским, мы встретили Валентину Каминскую. Она говорит: «Давайте я хоть с вами сфотографируюсь». А мы помним, что им запрещено. Она отвечает: «Да какая я украинка, если у меня мама — русская, а папа — белорус. Я просто живу на Украине. У меня уже были из-за этого проблемы и будут еще, но я считаю, что это неправильно». Мы общались и общаемся с этими спортсменами.

Знаю, что в Тюмени тренировались украинские биатлонисты. Два года назад девчонки были. Они не платили ни за что. Им просто оказали помощь. Спорт — другая история. Да, мы можем во время гонки показывать зубы друг другу, и должны это делать, но… Я преклоняюсь перед НХЛ, которые не выкинули ни одного российского спортсмена. Они независимые люди. Рада слышать, что кто-то из наших забил, Овечкин там сейчас какие-то рекорды ставит. Если бы все международные организации были такими же, было гораздо лучше.

Getty Images

— Что скажете про сезон Непряевой?
— Сколько Юрий Викторович [Бородавко] ей говорил, и я тоже… Она реально тот человек, который мог бороться с Терезой Йохауг. Даже жаль, что норвежка ушла из спорта. Наташка поверила в себя, поняла, что она реальный лидер.

Самый переломный момент — «Тур де Ски». В хорошем смысле. У нее першило горло, было плохое самочувствие. Но, как я всегда говорю, бойся больных и беременных. Хорошо, что Юрий Викторович не особо прислушался и сказал: «Давай, вперед».

— Юрий Викторович рассказывал, что вы чуть ли ни принудительно в свое время отправили Наташу к нему в группу. Расскажите эту историю.
— Так и было (смеется). И он ее взял вообще не добровольно. Это точно абсолютно.

У Натальи достаточно сложный характер. И она сама это понимает. Ей нужен только жесткий человек. Если бы она была в группе Маркуса Крамера, мы никогда не увидели Наталью. У него все демократично, а ее нужно держать в узде.

Когда ты видишь, что этот человек может… Она — машина. Может бежать очень и очень хорошо.

Юрий Викторович Бородавко в команде — единственный такой тренер. Он не хотел. Я просила его, потому что жалко было потерять спортсменку. Никто, кроме него, не смог бы справиться с ней. Мы договорились, что это будет до третьего замечания. Когда он выписывал ей первую желтую карточку, я начала мандражировать.

— А почему он не хотел брать?
— Из-за характера.

— Как это проявляется?
— Капризная. Это хочу, а это не хочу. Буду и не буду. И так далее. Есть проблемы (смеется).

Понятно, что великие люди не могут быть простыми. Они все со своим характером. Мне кажется, у меня в команде нет ни одного простого человека. И их не должно быть. Все по-своему уникумы, личности. Есть те, которые могут слушать и слышать, а потом выполнять и верить. У нее есть много того, что она не слышит, не хочет слышать. Но сейчас, думаю, она все очень хорошо понимает. Сейчас Наташа благодарна, что находилась у Юрия Викторовича. Если ей сказать, что она идет к другому тренеру, этого не случится. Она понимает, что из этого вытекает результат.

— У Большунова менее сложный характер?
— Саша не со сложным характером. У него нет капризов. Он может перебрать, потому что хочет большего, а это и хорошо, и плохо. Его максимализм — только про первые места. Если второе, не улыбнется никогда в жизни. Это тоже опасно. Тренер должен чувствовать, остановить вовремя.

— Какие три главных качества Большунова можете выделить?
— Трудолюбие. Этого ему не занимать. Думаю, что он правильный. Он занимается спортом и делает не только тренировку, но и все остальное. Что добавить к слову «правильное» третье — не знаю.

— В общении с болельщиками тоже проявляется правильность? В Демино он раздавал автографы больше пяти часов.
— Все думают, что Саня хмурый и необщительный, но он не такой. Он шутник, отзывчивый и никогда не отказывает в фото или автографе. Никогда не видела, чтобы он отказал. Грубо тоже никогда никому не скажет. Он очень воспитанный. С его семьи надо писать, как правильно воспитывать детей.

Константин Лесик, Sport24

— Саша во многих интервью рассказывает про отца.
— С тем же зеркалом тоже было ноу-хау Саши с папой. У них серьезная связь. Приятно, что Саша все время советуется с ним. Я уверена, что отец не просто гордится, он в него много вложил. В детстве Саша не был каким-то ярким лыжником.

У нас дети выступают в соревнованиях два года, например, 2010-й и 2011-й. И ребенок 2010-го все равно будет лучше. А если ребенок 2011-го года еще и родился 31-го декабря, считайте, что он вообще 2013-го (смеется). Сашка же у нас родился 31-го. Папа его настраивал, когда он расстраивался в детстве, что не так хорош. Вот до чего все дошло.

— В каком возрасте этот перелом случился?
— Думаю, в юниорах. Саша очень целеустремленный. Я на своем веку могу таким трудолюбивым вспомнить только Лешу Прокуророва.

— Как дела у Сергея Устюгова?
— Сергей Устюгов ждет рождения ребенка. Мне кажется, у него все хорошо.

Он занимается своим здоровьем, поедет на марафон «Праздник Севера». На чемпионате России его не будет, но он заранее об этом говорил. Сергей хочет быть с женой во время родов. Это дело хорошее.

— Новое лицо команды — Вероника Степанова, которая активно ведет соцсети, ходит на телевидение, где рассуждает в 20 лет о глобальных вещах. Как относитесь к этому?
— Уверена, что не все это — ее личные слова. Я знаю, откуда растут ноги.

Да, она абсолютно не глупая. Не могу сказать, что она там какая-то пигалица. Главное, чтоб это ей не навредило. Если она считает, что это нужно, пожалуйста. Единственное, есть моменты, которые мне не очень приятны, когда она дает оценку поведения других спортсменов. Думаю, что это не есть хорошо. Нужно говорить за себя. Зачем обсуждать и осуждать действия других спортсменов. Если ты так легко рассуждаешь, наверное, не все еще понимаешь.

Я не приветствую такое большое количество нахождения в соцсетях. Понимаю и приветствую, что после Олимпиады нужно ходить на всякие передачи. Мы и так достаточно закрыты. Но всему должна быть своя мера. Вероника пока ее не знает. Дай бог, чтоб голова совсем не закружилась и мы ее еще не раз увидели на пьедестале. Таких примеров много. Мы их знаем.

Надеюсь, тот человек, который ее на все это сподвигает… Он очень умный и взрослый, поэтому, надеюсь, в нужный момент направит ее в правильное русло.

— Кроме лыжников на Олимпиаде хорошо выступили наши фигуристы. Следили за ними?
— Мы на Олимпиаде всегда стараемся следить за своими коллегами. Поддерживаем друг друга, поздравляем. Я видела прокаты девочек.

Ситуация с Камилой Валиевой — шоковая. Тем более в фигурном катании. Не укладывается в голове. Жаль этого ребенка, который попал в эту мясорубку.

Александр Мысякин, Sport24

— Вы говорили, что не в восторге от того, что в фигурном катании выступают маленькие девочки. Сейчас есть предложение поднять возраст.
— Это было бы правильно. Я не имею права что-то комментировать и говорить, но это мое мнение. В Сочи была одна девочка, а через четыре года ее уже нигде нет. В Корею приехали, а там уже другая. Кроме Туктамышевой взрослых больше нет. Мне кажется, быть в спорте четыре года — маловато. Даже в художественной гимнастике остаются на два олимпийских цикла, хотя там тоже молодые девушки.

Я сейчас даже оценки в фигурном катании не понимаю. Раньше ставили по 6-балльной шкале, и было все ясно, ты видел, кто это сделал. Сейчас они катаются и все зеленое, а потом красное. У кого-то было не зеленое, а она вдруг стала первая. Что это значит?! Я пока с керлингом никак не могу разобраться. Не очень понимаю, что это такое. И с оценками в фигурном катании.

Я вижу на свое ощущение. Когда были парники, мы болели за наших. Но в первый день, когда китайцы откатали, я сказала, что они были объективно круче. Во второй день наши были гораздо круче. Я бы сказала, что в совокупности должны были выиграть русские, но человеческий фактор никуда не денешь. Мне кажется, объективности не может быть там, где есть человеческий фактор.

Люди изобретают роботов. Думаю, ученые умы должны придумать роботов, которые бы смотрели фигурное катание и художественную гимнастику, чтобы это было вообще невозможно человеку нажать на какую-то кнопку. Пускай наши бы в Сколково придумали таких роботов. Люди иногда могут чего-то не увидеть. Пристально все три минуты, не моргнув глазом, сложно смотреть. С роботами было бы легче. Тогда было бы все совсем объективно.

Подписывайтесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене