Возрастные кризисы: во сколько лет случаются и как с ними справляться
Рассказывает Юлия Кузнецова, психолог сервиса психологического консультирования «Грань.рф».
Что такое возрастной кризис
Кризис всегда связан с какими-то изменениями. Под возрастным кризисом подразумевается этап в жизни, в течение которого происходят важные изменения в физическом, психическом развитии и в целом в организации жизни человека.
Кризис новорожденности (0-2 месяца)
Ребенок только рождается, у него не до конца сформированы биологические системы организма и психика. Он не осознает себя и мир, полностью зависит от родителей, но у него есть взрослые, которые заботятся о нем. Для успешного преодоления этого кризиса важно быть внимательным к потребностям малыша и контактировать с ним: обнимать, укачивать, играть. Важно поддерживать телесный контакт с ребенком: это единственный доступный ему способ общаться с миром.
Кризис первого года жизни
Малыш начинает ходить и эта способность открывает новые возможности: с новой высоты мир для него становится интереснее, появляется возможность его исследовать. Первые попытки действовать самостоятельно, но присутствие рядом взрослого все еще необходимо — пока исследовать мир в одиночку может быть страшно. В этот кризис важно поощрять познавательный интерес ребенка (даже если от этого вещи в доме могут пострадать). При этом важно оставаться рядом с ним, чтобы давать ему поддержку.
Кризис трех лет
Малыш активный, разговаривает, что открывает новые возможности познакомиться с окружающим миром. Вместе с тем, что возможностей становится больше, стремление к самостоятельности тоже растет. Теперь ребенок осознает себя отдельным человеком со своими потребностями. Чтобы заявить взрослым о своих желаниях, он может начать капризничать и бунтовать — это нормальный этап взросления. Здесь важно поощрять самостоятельность, но также важно приучать к ответственности, развивать умение договариваться.
Кризис семи лет
Ситуация снова меняется: ребенку предстоит пойти учиться, у него появляется первая социальная роль — школьник. Это важное изменение во всей системе его отношений — он становится частью коллектива, появляется новый взрослый наставник — учитель. И новые обязанности — учить уроки, соблюдать дисциплину. В это время активно развивается интеллект. Ребенку может быть сложно адаптироваться ко всему новому, он может бояться и закрываться в себе, отказываться делать что-либо из страха ошибиться. Поэтому важно оказывать ему поддержку.
Кризис 11-15 лет (подростковый)
В это время организм активно перестраивается. На фоне продолжающегося развития интеллектуальных способностей, главным становится развитие самосознания и отношений с окружающими. Взрослые больше не кажутся главными в жизни — их место занимают сверстники — компания друзей, первая любовь. Общаясь с ними, подросток больше узнает о других людях и о себе, о своих качествах, о том, что для него важно в жизни. Взрослым здесь стоит проявлять терпение, давать больше самостоятельности в действиях и больше ответственности — это поможет укрепить зарождающееся ощущение «взрослости».
Кризис 16-20 лет (юношеский)
Подросток переходит в старшие классы или готовится идти в колледж. Это важный этап в развитии профессионального самоопределения. Социум предъявляет требования — определиться со своей социальной ролью дальше. Это период постановки целей, многие молодые люди начинают работать и жить самостоятельно, приобретают независимость. Здесь роль взрослого уже сводится к минимуму — поддержать в начинаниях, помочь советом. Для самого человека в этот период важно прислушаться к себе: «Что для меня важно? Чего бы мне хотелось достичь? Что я умею?»
Кризис 30 лет (кризис молодости)
На этом этапе жизни социум снова предъявляет определенные требования: построение карьеры, создание семьи. Человек оценивает прошлый опыт, ставит новые жизненные задачи. Если человек сравнивает себя с окружающими, есть опасность попасть в ловушку «всеобщего успеха». Важно ориентироваться на собственный опыт: в социальных сетях обычно выставляют только достигнутые результаты, а не долгий и трудный путь к ним.
Кризис 40-45 лет (кризис среднего возраста)
Тело и внешность начинают меняться. Прошлые цели либо достигнуты, либо уже не кажутся привлекательными. Здесь могут возникать разные переживания, в том числе негативные. Часто люди в этот период пересматривают свои приоритеты, ценности. Важно сохранять ощущение устойчивости и создать новые смыслы своей жизни.
Кризис 60-70 лет (кризис пожилого возраста)
Человек ощущает процесс старения и сталкивается с неизбежностью грядущей смерти. Это время оценки прожитого: «Чего я успел достичь? Получилось ли у меня реализовать все, что я хотел?». Результатом таких размышлений могут стать депрессивные переживания и отчаяние. На этом этапе важно сохранять активность: участвовать в решении семейных вопросов, делиться жизненной мудростью, выполнять бытовые дела, находить новые увлечения.