Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
ХоккейНХЛ
3 июля 2022, Воскресенье, 08:00

«Никакой звездности, он не останавливается ни на секунду». Первые тренеры Шестеркина — о новой русской звезде НХЛ

@shesterkinigor / Getty Images
Поделиться
Комментарии
Путь к «Везине» начинался в «Крыльях Советов».

Прошедший сезон НХЛ стал для Игоря Шестеркина лучшим в карьере. Воспитанник «Крыльев Советов» в регулярном чемпионате отражал 93,5% бросков и занял первое место в лиге по этому показателю. По итогам гладкого чемпионата Шестеркин заслуженно был признан лучшим голкипером НХЛ и завоевал первую в карьере «Везину». В плей-офф Игорь также творил чудеса: во многом благодаря его игре, «Рейнджерс» дошли до финала конференции и имели реальные шансы на выход в финал Кубка Стэнли. Sport24 поговорил с тренерами, которые работали с новой звездой НХЛ «Крыльях Советов» — Игорем Ефимовым и Антоном Зеленовым.

Игорь Ефимов, главный тренер команды «Крылья Советов-1995»

"Во всех командах к Игорю относились хорошо. Он очень компанейский парень"

— Расскажите, каким Игорь был в детстве?

— Я принял команду «Крылья Советов-1995» когда ребятам было по 10 лет. До этого с ними работал Евгений Сергеевич Полеев, один из лучших детских тренеров. Его амплуа — тоже вратарь. Я и сам являюсь его воспитанником. Шестеркин был очень организованным парнем, в принципе, как и вся остальная команда. Евгений Сергеевич — очень сильный тренер, поэтому к 10 годам он смог привить ребятам дисциплину и порядок. Это было видно. Игорек был трудолюбивым парнем, который горел желанием играть в хоккей.

— То есть это не типичная история, когда родители насильно привели ребенка в хоккейную секцию и сказали заниматься?

— Я думаю, здесь было обоюдное желание родителей и самого ребенка. Папа, мама и дедушка всегда и во всем помогали Игорю, приводили на тренировки и посещали все игры. Игорь всегда с удовольствием приходил на тренировки и занимался любимым делом. «Крылья Советов» — школа с особой историей, для воспитанников «Крыльев» это второй дом. А Игорь занимался в «Крыльях» 12 лет, с 5 лет до выпуска. И именно здесь ему привили и любовь к хоккею, и лидерские качества.

— В СКА Шестеркин всегда отличался спокойствием, но после перехода в «Рейнджерс» начал вести себя более эмоционально. Замечали ли вы за ним что-то подобное в детстве?

— Эти удаления, которые он сейчас начал зарабатывать в «Рейнджерс», были и в детстве. Это очень интересный игровой момент, и Игорь успешно пользуется этим инструментом. В одном из матчей «Рейнджерс» он даже заработал для команды 4 минуты большинства. Это ценят и болельщики клуба, а их на матчах больше 20 тысяч, и все они скандируют: «Игорь! Игорь!». Что касается СКА, то и мне, и ему было интересно, как он себя проявит. Там очень серьезная организация, сильные игроки, которые, как мне кажется, оказали определенное влияние на его развитие. Возможно, старшие ребята каким-то образом корректировали поведение Шестеркина, наставляя его на правильный путь. Я знаком с тренером вратарей Рашитом Давыдовым, в тот момент я тоже работал в системе СКА, поэтому не понаслышке знаю этого специалиста. Давыдов помог подтянуть Игорю психологию и определенные технические моменты.

photo.khl.ru

— Как Игорь вел себя в коллективе, когда занимался в школе «Крылья Советов»? Был компанейским парнем, или наоборот, уходил в себя?

— Он очень компанейский. Это было заметно и в школе, и при переходе на профессиональный уровень, когда Игорь уже перешел в «Спартак», который в то время возглавлял один из наших лучших вратарей и тренеров Браташ Олег Владимирович. И в Питере он старался не отрываться от коллектива. Но я знаю, что во всех командах к Шестеркину относились очень хорошо. И судя по тем интервью, что дают Панарин и другие одноклубники, в «Рейнджерс» у Игоря такая же ситуация, он там на хорошем счету.

— Он был основным вратарем по своему году в «Крыльях»?

— Да. Сначала, как и в любой детской команде, у нас было 3 вратаря. Потом оставалось двое голкиперов, а в выпускной год Игорь играл один. Я оставил в команде всего 15 человек, а для тренировочного процесса мы брали вратаря младшего возраста. Но все игры в том сезоне, а это были матчи открытого чемпионата Москвы, юниорской лиги и четырех международных турниров, Шестеркин провел один. То есть на выходе за сезон он сыграл более 100 матчей. Думаю, для него это было хорошей школой. Я всегда говорил ребятам, что игроки топ-уровня НХЛ проводят по 82 матча в регулярном чемпионате, плюс плей-офф и игры за национальную сборную.

— Рассказывали, что на какое-то время, еще в школе, Шестеркин ушел из ворот и захотел играть в поле. Такое было?

— На предсезонке, когда мы много играли в баскетбол, футбол и ручной мяч, Игорь всегда играл в поле. У него были видны игровые задатки и игровое мышление, поэтому он даже и не думал вставать в ворота в этих видах спорта. А на льду, конечно, преимущественно играл в воротах. В «Крыльях» много хороших традиций, в том числе, проведение не соревновательных мероприятий для воспитанников на льду и вне его. Поэтому, например, когда были тренировки накануне Нового года или на закрытии сезона, то Шестеркин надевал форму полевого игрока и не вставал в ворота.

— Для голкиперов чрезвычайно важна психологическая устойчивость. Как у Игоря обстояли дела с психологией?

— Сейчас у него все хорошо в этом компоненте. Когда Кучеров его бил и в целом «Тампа» его провоцировала, он настолько спокойно реагировал на все эти моменты. Плюс еще регулярно зарабатывал на себе удаления для команды. Но в детстве в «Крыльях» в этом отношении дела обстояли чуть иначе. У нас были очень тяжелые, изнуряющие тренировки. Особенно на предсезонных сборах. Приходилось очень много терпеть. И там Игорь иногда выходил из себя, особенно на «земле». При этом в игровых упражнениях он чувствовал себя блестяще, а вот бегать очень не любил. Но из-за спортивного характера Шестеркин не мог себе позволить прибежать не в лидирующей группе. Поэтому бывало, что он нервничал из-за этого. У нас было такое правило: те, кто не укладывался в отведенное время, вместо вечерней игры в футбол или баскетбол перебегал определенную дистанцию. Игорь из-за этого переживал — ему хотелось поиграть, но приходилось дополнительно на ночь бегать.

— Был ли момент, после которого вы поняли, что этот парень станет вратарем высокого уровня?

— Вратари 1995 года рождения были очень сильными — Серебряков, Бочаров, Филоненко, Самонов, Сорокин. Они сейчас на хорошем счету. Такая конкуренция заставляет работать еще больше. И конечно, я как тренер видел как старается Игорь и не случайно, когда он перешел в «Спартак» и команда выиграла Кубок Харламова, был заметен его прогресс как вратаря.

Для меня было очень большим открытием и радостью один случай. Когда Шестеркин вернулся после первого сезона в «Рейнджерс», я его встретил в «Крыльях». Он уже через неделю после приезда, в самом начале отпуска, усиленно занимался в зале и на льду. Я тогда у него спросил: «Игорь, а что ты делаешь?», он ответил: «Занимаюсь со своим тренером вратарей, потому что я недоволен своим первым сезоном и мне нужно больше тренироваться». Тогда я понял, что это то трудолюбие, которое ему прививали в команде «Крылья Советов» с детства.

— Игорь рассказывал, что в детстве он следил за Куиком и Лундквистом. Он рассказывал вам о своих кумирах?

— Да. Игорь любил смотреть матчи с великими вратарями, и много почерпнул для себя из их игры.

— Замечали ли у Шестеркина звездную болезнь?

— Нет, ничего такого не было. У нас была очень хорошая команда. Потом он еще совсем молодым попал сначала в «Спартак», а потом и в СКА. Если бы что и было, то там бы быстро его привели в чувство. Но у Игоря никогда ничего такого не было. Именно поэтому к нему было хорошее отношение во всех коллективах. Никакой звездности. Даже если сейчас послушать его интервью, нет ни намека на какое-то превосходство. Так что звездная болезнь — это не про Шестеркина.

— Все отмечают умение Игоря играть клюшкой. Этот навык у него был развит с самого детства?

— Он очень игровой парень. Как я уже сказал, Игорь прекрасно себя чувствовал во всех игровых видах спорта, и с клюшкой он уже в детстве обращался на приличном уровне. Я считаю, что прорыв в этом отношении у него случился в Санкт-Петербурге: когда Ковальчук выходил с удаления и открывался под дальнюю синюю, а Шестеркин из своих ворот отдавал ему точный пас подкидкой — такое даже не каждый профессиональный защитник исполнит. И в «Рейнджерс» в минувшем сезоне было много подобных моментов.

Еще очень важный момент для любого вратаря — через вратарскую площадь у Игоря почти не проходят передачи, он все перехватывает. Это к вопросу о хоккейном интеллекте и предугадывании действий соперника.

nhl.com

— После получения «Везины» Игорь вспомнил историю с детства, когда отец не смог ему купить щитки и ловушку TPS, о которых он так мечтал. Были ли у Шестеркина в детстве проблемы с формой?

— К большому сожалению, «Крылья Советов» в те годы, как и многие другие клубы, находились в непростом положении. Форма, сборы — все это стоило достаточно больших денег. Но была помощь, как от клуба, так и от моих друзей, которые, видя мою вовлеченность и интерес, помогали нашей команде финансово. Тем не менее, родители Игоря делали для него абсолютно все — он ни в чем особо не нуждался. Совместными усилиями как-то удавалось справляться с ситуацией. А сейчас у него неплохой контракт, так что теперь он уже и сам может купить себе любые понравившиеся щитки (смеется).

— Как вы считаете, закалила ли Шестеркина ситуация в СКА, где он раз за разом оказывался за спинами вратарей-легионеров и не получал должного доверия?

— По большому счету, тогда он был еще молодым вратарем. Непростая ситуация. Да, были сильные голкиперы-конкуренты. Но клуб все равно очень много делал для Игоря. Он общался с топ-игроками, которые всегда ему помогали. И руководство, и тренерский штаб также не обделяли его вниманием. К тому же Игорь постоянно привлекался в национальную и олимпийскую сборные, где получал неоценимый игровой опыт на международном уровне. Думаю, все произошло вовремя. В России он выиграл и Кубок Харламова, и Кубок Гагарина, и Олимпийские игры. И уехал уже сформировавшимся физически и ментально игроком.

— Удивились ли вы тому, как Шестеркин раскрылся после переезда в НХЛ?

— Для меня ничего удивительного в этом не было. Скорее, это закономерность. Мы с Игорем постоянно на связи, смотрю его матчи. Хочу отметить его игровой интеллект, игру клюшкой, психологическую устойчивость. И то, какие оценки он после этого дает своей игре… Игорь не останавливается ни на секунду. Я горжусь им.

Я сейчас являюсь главным тренером сборной России 2005 года рождения, и активно наблюдаю за развитием наших игроков. Вижу систему развития вратарей, и за этот сезон нам удалось просмотреть 6 лучших голкиперов страны по 2005 году рождения. Могу сказать, что если эти ребята будут тренироваться и развиваться, то их ждет такое же большое будущее, как Василевского, Шестеркина и Сорокина. Перспективы огромные.

nhl.com

Антон Зеленов, бывший тренер вратарей школы «Крыльев Советов»

"Уже в 14 лет было понятно, что Шестеркин будет играть на очень серьезном уровне"

— Когда вы начали работать с Игорем?

— Так получилось, что я начал тренировать его примерно с того момента, как он решил попробовать стать вратарем. Я тогда официально еще не работал в «Крыльях Советов». Но Полеев Евгений Сергеевич, главный тренер команды Игоря, выпускал меня на лед, и я работал с вратарями. Вообще роль Полеева в дальнейшем успехе ребят огромна: именно он привил им любовь к хоккею. Затем я пришел в штат «Крыльев» и работал с Игорем до выпуска. Школа «Крыльев» создавала все условия для развития вратарей — нам помогали со льдом, когда были тяжелые условия, и много других полезных вещей делали. Игорь Шестеркин — коренной крыльевец. Он воспитанник и выпускник школы «Крылья Советов», занимался здесь 12 лет. Именно в «Крыльях» и были заложены основы его будущих успехов и побед.

— Из чего первое время состояли ваши тренировки?

— Когда человек впервые надевает вратарскую форму, то ему необходимо время, чтобы привыкнуть к ней. Потом нужно долго тренироваться, чтобы чувствовать себя во всей этой амуниции более-менее уверенно на льду. С таких азов и начинали. Сначала все самое простое, элементарное, а потом постепенно усложняется. Все как в школе, с первого класса.

— С течением времени замечали, с какой скоростью он прогрессирует? Видно ли было, что Игорь обладает огромным талантом?

— Сейчас легко говорить, что все было видно уже тогда. Но он всегда прогрессировал, очень серьезно занимался. Игорь — умный парень. Примерно к 14 годам вратари уже начинают понимать, что к чему, думают своей головой и адекватно анализируют ситуацию. Тогда уже было понятно, что Шестеркин будет играть на очень серьезном уровне.

nhl.com

— Многие говорят об особых отношениях тренеров вратарей и их подопечных. В отличие от главных тренеров, с тренерами вратарей голкиперы могут обсудить какие-то психологические проблемы и решить их. А вы с Игорем работали над психологией?

— Естественно, мы с ним обсуждали вообще все. В том числе и психологические моменты. Но в целом, он сам молодец. Всегда понимал, чего он хочет.

Вообще у тренеров вратарей со своими подопечными нет никаких запретных тем для разговоров. Как правило, идет полный контакт. Поэтому все обсуждали понемногу.

— Как у Игоря обстояли дела с дисциплиной? Приходилось ли его буквально заставлять тренироваться?

— У него всегда было желание работать. С этим вообще никаких проблем не было. Да, как и у всех детей, у него бывало не слишком рабочее настроение. Но в целом, будучи учащимся школы «Крылья Советов», Игорь всегда проявлял трудолюбие и работоспособность.

— Насколько важно вратарю читать игру и уметь предвосхищать действия соперника? Работали ли вы с Игорем над этим навыком на тренировках, акцентировали на нем внимание?

— Игорь всегда был игровиком — во всех игровых видах спорта у него очень хорошо получалось. Поэтому с чтением игры у него не возникало больших проблем. Этот компонент естественным образом с течением времени становился все лучше и лучше. Я не думаю, что можно научить читать игру. Это либо есть, либо нет.

— Все отмечают его игру клюшкой. Вы в «Крыльях» часто работали с ним над этим компонентом?

— По мере возможности. Я со всеми вратарями пытаюсь отрабатывать такие моменты. У Игоря всегда неплохо получалось играть клюшкой. Отчасти потому, что в детстве он частенько менял амплуа и выходил играть в поле.

nhl.com

— Как вы считаете, как на Игоре отразился период игры в СКА, где он не получал большого количества игровой практики?

— Сложный вопрос. Наверное, это лучше у него самого спросить. В школе «Крылья Советов» и я, и Евгений Сергеевич Полеев много работали в том числе и над вратарской психологией Шестеркина. И тот факт, что Игорь сейчас находится на ведущих ролях в НХЛ, говорит о том, что он справился с этой ситуацией. Думаю, в СКА Рашит Давыдов ему помог в этом вопросе.

Понятно, что очень непросто сидеть за чьей-то спиной, особенно когда ты чувствуешь в себе силы играть и давать результат. Но повторюсь, Шестеркину все-таки удалось пережить это непростое время.

— Удивились ли вы тому, что Шестеркин практически сразу заиграл в НХЛ и «задвинул» Георгиева с Лундквистом?

— Честно, вообще не удивился. Я пристально следил за НХЛ и знал, что в последние годы вратари из России достаточно успешно адаптируются за океаном. Намного сложнее североамериканским голкиперам приезжать в КХЛ. У нас вратарская школа сейчас находится на высоком уровне. Поэтому для меня в этом вопросе никаких сюрпризов не было.

— Как вы считаете, удастся ли Шестеркину держать такой уровень на протяжении многих лет?

— Я думаю, что да. Если не случится никаких форсмажорных обстоятельств — ни дай бог травмы или еще что-то. Все что от него зависит, он все сделает. В этом я не сомневаюсь. Игорь по-прежнему будет находиться на высоком уровне.

— Шестеркин — лучший вратарь мира прямо сейчас?

— Думаю, это некорректный вопрос. Все зависит от нюансов — в какой команде ты играешь, с какой обороной, системой игры. То, что Игорь находится в числе лучших голкиперов мира, это безусловно. Но сколько их? 10? 5? Нюансов много. Одно могу сказать наверняка — Шестеркин точно попадает в число элитных голкиперов.

ХК Нью-Йорк Рейнджерс
ХК СКА
ХК Спартак М
...
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0