Драма Овечкина — не главная! Если НХЛ не поедет в Пекин, Панарин и Кучеров могут никогда не сыграть на Олимпиаде
Каждый день шансы на поездку энхаэловцев в Китай тают. Песок сыплется сквозь пальцы. Земля уходит из-под ног. С каждым новым заболевшим НХЛ становится все дальше от Олимпиады. И если раньше подобные прогнозы были обычной дедукцией и сопоставлением фактов, то теперь пошли инсайды. О том, что сильнейшая лига мира проигнорирует главное хоккейное событие четырехлетия, сообщили авторы авторитетного подкаста Spittin’ Chiclets. Все идет к тому, что официально об этом будет объявлено даже не 10 января, когда установлен дедлайн, а буквально со дня на день.
Прямо сейчас очередную вспышку коронавируса, которая становится губительной для олимпийских планов, называют главной трагедией мирового хоккея. А больше других сочувствуют Александру Овечкину. Ведь все мы помним, как рвался Ови в Корею четыре года назад. Все мы знаем, как важна для него золотая медаль Олимпийских игр. Представить, что в 40 лет Александр Великий еще будет играть в хоккей, можно. Но всерьез рассчитывать, что он поедет еще и в Италию, наивно. К тому же, никто даже примерно не может спрогнозировать, что будет с нашей игрой еще через четыре года.
«Последний шанс Овечкина» — это драма. Классическая. Душераздирающая. Если бы не рекорд Гретцки, так сразу и не скажешь, зачем ему было продолжать играть в хоккей. Еще тяжелее другой звезде поколения. Перед Малкиным не маячит никакой рекорд, его тело измучено бесчисленными травмами и операциями, а командная мотивация прибивается тремя Кубками Стэнли. Разве что про непреодолимое желание выиграть Олимпиаду мы от Жени особо не слышим. Но если он не говорит — не значит, что не думает и не мечтает.
Вот только что Овечкин, что Малкин в попытке добраться до олимпийской вершины истратили уже не одну попытку. Сначала был Турин, где молодой Ови с тонированным визором казнил канадцев, но на большее пока был не способен. Потом наступил Ванкувер с его «ночным позором», от которого не смогли отмыться и наши суперзвезды. Сочи и вовсе должен был стать наглядной демонстрацией нашей хоккейной мощи всему миру. Вместо этого тупая боль. Символично, что личную трагедию Овечкин с Малкиным встречали в одном звене. Плечом к плечу.
У Кучерова, Панарина, Василевского, Кузнецова, Сергачева и Проворова таких шансов попросту не было. Распространяется ли на них олимпийское проклятие? Насколько хороши они против сильнейших хоккеистов планеты? Способны ли играть за сборную также самозабвенно, как за клуб? Кубок мира, взрослые и молодежные чемпионаты мира ответа на этот вопрос не дают. Но Кузнецов с шансами на поездку в Пекин попрощался давно, сразу после дисквалификации. У Сергачева и Проворова еще все впереди. А для вратаря 31 год — расцвет. За Василевского можно не переживать.
Куда обиднее за Панарина и Кучерова. Оба — хедлайнеры поколения. Наверное, лучшие наши форварды в НХЛ, если брать за критерий не только голы. Оба мастера куда более тонкие и разносторонние, чем его величество Овечкин. На них молятся в своих клубах, Кучеров с «Тампой» выиграл уже два Кубка Стэнли, а вокруг Панарина строят команду, которая через год-два-три должна пойти по стопам «молний». Но сборной они отдали слишком мало. И не по своей вине.
Почему Панарин не играет за сборную пятый год — загадка. То ему приписывали конфликт с руководством сборной. Якобы он отказывал людям, которые сняли с должности его тестя Олега Знарка. По другой версии Артемий стал жертвой своей политической позиции. Как бы то ни было, чемпионат мира в Кельне — последняя локация, где он надевал джерси с двуглавым орлом. Там же он играл в звене с Кучеровым, который впоследствии доезжал до Братиславы. Олимпиады в карьеры двух выдающихся русских звезд, как вы понимаете, не было.
Да и быть, в общем-то, не могло. Овечкин, Малкин и Ковальчук на свои первые Игры приезжали еще до 20-летия, но карьеры Панарина и Кучерова складывались иначе. Артемий в их возрасте даже в молодежку попал в последний момент, а перед Сочи-2014 только-только перешел в СКА и еще не вышел на свою проектную мощность. Кучеров же в свои 20 лет, когда сборная с Овечкиным и Малкиным сливала домашнюю Олимпиаду, проводил дебютный сезон за «Тампу». На тот момент мало кто видел в нем вожака команды-династии.
Пхенчхан у Панарина с Кучеровым украла НХЛ и жадность ее боссов. Пекин, кажется, заберет коронавирус. К следующему олимпийскому хоккейному турниру одному будет 34 года, другому — 32. Возраст не критический, но в случае с Кучеровым велик риск, что тяжелые травмы заметно сократят срок его карьеры. Вряд ли он завершит карьеру через четыре года, но быть уверенным в его здоровье не получается при всем желании. Вот и получается, что два выдающихся мастера могут никогда не сыграть на Олимпиаде.
Ничего подобного в истории нашего хоккея не было. До 1998 года НХЛ игроков на Олимпиаду не отпускала, но нас это мало волновало. Все советские звезды играли дома, и не просто регулярно ездили на все турниры сборной, но и медали коллекционировали, в том числе и золотые. Когда сборная СНГ взяла золото Альбервилля, железный занавес уже пал. Однако галочку успели поставить еще совсем молодые Зубов, Малахов, Ковалев, Коваленко, Житник, Юшкевич и нынешний главный тренер сборной Жамнов. Все они уезжали за океан олимпийскими чемпионами.
В 1994 году, когда олимпийскую сборную формировали из мало-мальски приличных игроков, не уезжавших в НХЛ, до Лиллехаммера не добрался праймовый Павел Буре и проводивший свой лучший сезон в карьере Федоров. Но оба в расцвете сил приехали спустя четыре года в Нагано, а Сергей Викторович дотянул аж до Ванкувера. У каждой нашей легенды, начиная с Ларионова и заканчивая Капризовым, был свой звездный час или как минимум один патрон в обойме, чтобы сыграть на Олимпийских играх в русскую рулетку.
Если Панарин с Кучеровым в итоге и доедут до Италии, то несмотря на статус ветеранов, у них не будет никакого олимпийского опыта. В том числе опыта поражений. Не будет у них и второго шанса. Что, впрочем, не всегда плохо. «Сейчас или никогда», — такой девиз одних сковывает по рукам и ногам, а других вдохновляет. Но главное, что к 2026 году что тот, что другой пройдут пик своей карьеры. Становиться с годами лучше, как вино, дано только тому, кто сам делает вино. Да ведь, Игорь Николаевич?
Людям свойственно сопереживать тем, кто стоит на одном колене и пускает скупую слезу проигравшего. Куда меньше эмпатии, когда речь идет о чем-то эфемерном. Как бы сыграли Кучеров с Панариным? Мешали бы друг другу, как Овечкин с Малкиным? Тянули бы на себе команду? Стали бы жертвами слабого тренерского штаба или проблем с центральными нападающими? А может быть впервые в истории сборной России выиграли бы для страны турнир всех сильнейших? На самом деле, в этом бесконечном сослагательном наклонении куда больше тоски, чем в поражениях Овечкина. Потому что от них не ничего не зависит. Совсем.