«Это глубоко личная трагедия. Мы играем в память о нем». Гавриков — о смерти вратаря «Коламбуса» и новом сезоне
Владислав Гавриков проводит третий полноценный сезон в НХЛ, и защиту «Коламбуса» уже невозможно представить без россиянина. В межсезонье в «Блю Джекетс» сменился главный тренер, пришло много новичков, и старт сезона у команды получился хорошим: 12 очков в девяти матчах и пятое место на Востоке. В интервью Sport24 Гавриков рассказал, что изменил новый тренер Брэд Ларсен, как Егор Чинахов адаптируется в Америке, чего он ждет от Олимпиады и как пережил смерть своего одноклубника, вратаря Матисса Кивлениекса.
"Если команда не попадает в плей-офф, то все эти 50 голов и 100 передач не имеют никакого смысла"
— Как оцениваете старт сезона «Коламбуса»?
— Мы неплохо играем дома, но на выезде пока так хорошо не получается. Перепады. Но поскольку только начало сезона, то ничего страшного в этом нет. У нас есть достаточно времени для того, чтобы понять, где мы можем улучшить игру, где стоит упростить и что можно подкорректировать.
— Приятно вернуться к полноценному чемпионату, где все играют против всех?
— Мне очень нравится, что мы вернулись к прежнему формату. Мне комфортнее играть против разных команд. Плюс стало меньше ограничений, везде можно пойти погулять. Не сравнить с прошлым сезоном, когда сидели взаперти в отелях.
— Полностью вернулись к обычной жизни?
— Все зависит от штата: где-то пожестче, где-то помягче ограничения. Но, в принципе, везде все более-менее нормально. Даже маски не обязательно носить в отелях и на стадионах.
— На арены наконец-то вернулись болельщики. За год отвыкли от полных трибун?
— У нас первая игра была дома против «Аризоны». Мы победили 8:2, дворец был полным. Конечно, после прошлого сезона, когда стадион можно было заполнять только на 10-15%, видна разница. Чувствуешь энергию фанатов, люди за полтора года тоже соскучились по хоккею, приходят и поддерживают. И это все меня очень заряжает.
— С этого сезона в «Коламбусе» новый тренер Брэд Ларсен. В чем его особенность?
— У нас поменялась тактика игры. Вообще Брэд в системе клуба работает давно, мы все, кто раньше был в команде, его знали, привыкли к нему. Конечно, как главный тренер он привнес новые вещи, но вообще с ним довольно комфортно, потому что это не новый человек в организации.
— От сравнений с Тортореллой все равно не уйти.
— Каждый тренер по-своему видит хоккей. Ларсен, безусловно, другой. Наша игра в этом сезоне отличается, подход нового тренера тоже. Нам нужно было время привыкнуть к тактическим перестроениям. На тренировках очень много времени уделяли тактике.
— Сейчас уже привыкли к новой тактике, или процесс еще идет?
— Идеально сейчас все равно не будет. График плотный, игр много. Но к 10-му матчу понимания будет все больше, как оно должно быть в игре. Одно дело на тренировках отрабатывать, другое — показывать в реальной ситуации, когда все может пойти не по сценарию. В этом плане предстоит еще поработать.
— Торторелла вас обожал. Было ли волнение, что с новым тренером может быть все не так здорово?
— Тут все зависит от тебя, от твоей игры. Если будешь держать свой уровень, проблем возникнуть не должно. Генеральный менеджер, когда формирует команду, берет игрока под определенную роль. Понятно, что смена тренера может на что-то повлиять. Но все равно в первую очередь нужно начинать с себя.
— Ваша роль в команде в этом сезоне как-то изменилась?
— Моя задача глобально не поменялась. Скорее вопрос в том, чувствую ли я больше ответственности? Да, чувствую. Нужно ли мне сделать еще шаг впере как игроку и как человеку в раздевалке? Безусловно, да.
— У вас лучший показатель полезности в команде (+6). Для защитника это важнее голов и передач?
— Да на статистику я вообще смотрю в последнюю очередь. Для меня важнее, как команда играет, сколько мы очков зарабатываем, какое место в таблице занимаем. Если команда не попадает в плей-офф, то все эти 50 голов и 100 передач не имеют никакого смысла. За кубок ты не борешься, зачем тогда очки? Хоккей — это командный вид спорта. Что касается показателя полезности, то сегодня он такой, а черед две-три игры все может сильно поменяться.
— Вы упомянули про свою роль в команде. Какая она сейчас?
— Больше понимаю, что могу привнести в коллектив. В первый сезон я больше присматривался, для меня все было в новинку. Мне тогда было важно понять, что вообще и как тут. После переезда некоторое время ушло на адаптацию. Сейчас чувствую себя намного увереннее и свободнее в коллективе.
"Сказал Чинахову: «Если у тебя есть какой-то вопрос, никогда не затягивай и звони»
— Как в команде адаптируется Егор Чинахов?
— Мы с Элвисом (Мерзликиным. — Sport24) стараемся помогать ему, чем можем. Он впервые приехал в Америку, ничего особо не знал, и язык у него пока не на самом лучшем уровне. Мы переводим ему, помогаем решать бытовые моменты. В хоккейном плане то же самое. Я сразу сказал Егору: «Если у тебя есть какой-то вопрос, никогда не затягивай и звони».
— Слышала, что поначалу Егор очень стеснялся. Быстро это прошло?
— Он все еще адаптируется. У него та же стадия, какая была у меня в первый сезон, когда наблюдаешь, пытаешься привыкнуть ко всему. Он старается, больше начинает понимать. Со временем все придет.
— Как же Егор английский учит, если вы ему все переводите?
— А он живет в одном номере с Силлинджером (18-летним американским форвардом «Коламбуса». — Sport24). Ему по-любому приходится общаться по-английски. Плюс он же без нас ходит в магазин, справляется самостоятельно. Тренеров понимает. Так что процесс идет. Понятно, что Егору было бы намного сложнее без русскоговорящих ребят в команде, но, наверное, так бы быстрее выучил английский. Но, думаю, ему было бы некомфортно и тяжело.
— Вы предложили Чинахову Джокером нарядиться на Хэллоуин?
— Нет, он сам выбирал. Мы вместе приехали искать костюмы на вечеринку, и Егор решил быть Джокером.
— Расскажите, как проходят вечеринки в честь Хэллоуина в «Коламбусе».
— Ребята занимались организацией, поиском места. Не думаю, что это заняло много времени. Самое основное — это костюм. Ты обязательно должен прийти в костюме. Без него лучше, наверное, вообще не приходить. У меня всего было две вечеринки, все всегда были в образах.
— Есть конкурс на лучший костюм?
— Да, проводится голосование внутри команды на лучший парный костюм (костюмы мужчины и женщины) и индивидуальный.
— И кто выиграл?
— У нас выиграл Ворачек, потому что он не пришел (смеется). Он не смог прийти по семейным обстоятельствам, но мы ему выписали премию за лучший костюм.
— Как правило, все игроки приходят на такие вечеринки?
— Да, это командное мероприятие. Все приходят с женами, девушками. Бывает, что некоторые по каким-то причинам не могут прийти. Но обычно все в сборе. Такие вечеринки очень полезны для команды. Мы много времени проводим вместе, но зачастую это все в рабочей атмосфере: выезды, тренировки, игры. На вечеринке же можно расслабиться, пообщаться на какие-то нехоккейные темы. Полезно переключить мозги и сменить обстановку. Любому рабочему коллективу корпоративы очень нужны.
— Главное, чтобы на следующий день не было тренировки.
— У нас была на следующий день тренировка. Но мы заранее знали, что так будет. Просто из-за плотного расписания на другой день не было возможности поставить вечеринку.
"Мы всегда помним, Матисс всегда в наших сердцах. Мы играем в память о нем"
— Очень тяжелая тема: трагическая смерть вратаря Матисса Кивлениекса. Как вы узнали об этой страшной новости?
— Я был в Питере, мне позвонил Элвис Мерзликин и все рассказал. Было где-то семь утра, в Америке была уже ночь. Он позвонил через несколько часов после случившегося.
— Наверное, сильнее всего его смерть ударила по Элвису Мерзликину, с которым вы хорошо общаетесь. Как он приходил в себя, и можно ли прийти в себя после смерти друга?
— Это глубоко личная трагедия. Это не то, что не забыть, с этим надо жить, и это очень-очень сложно. Я не сомневался, что это не отразится на его игре. Скорее я переживал за него как за человека, как за друга. Мы втроем проводили много времени. Знал, кем Матисс был для Элвиса, кем он был для меня. Как хоккеист Элвис профессионал. Был уверен, что он не станет после этого хуже ловить шайбы, но именно по-человечески это был такой удар. Для меня это тоже был удар. Несмотря на то, что я находился на другом континенте, несколько дней голова была не на своем месте, не мог ничего понять и осознать.
— Каково было выходить на первый домашний матч с «Аризоной»? Его свитер поднимали под своды арены. Очень ведь тяжело в такой момент играть.
— Да, вы правы. За несколько дней до игры в Коламбус прилетела семья Кивлениекса, мы с ними проводили время. Тяжело. Но при этом я был горд за него, за организацию, которая вот так решила почтить его память. В этом сезоне мы играем в шлемах с номером 80 в память о Матиссе. Мы всегда помним, он всегда в наших сердцах. Это самое важное. Мы играем в память о нем.
— Любопытный момент произошел в матче с «Рейнджерс», который вы проиграли 0:4. На последних секунда Мерзликин показывал защитникам не начинать атаку, чтобы у Игоря Шестеркина был «сухой» матч. Многие посчитали, что на Элвиса так подействовала смерть Матисса. Так ли это?
— Нет, это точно было не про Матисса. Элвис давал интервью на эту тему, сказал, что сделал это из уважения к Игорю. Такая вратарская история, когда голкиперы друг друга уважают. Это больше говорит о том, какой Элвис человек, как он относится к коллегам. Конечно, о таком поступке не шла бы речь, если бы счет был 1:0 или 2:0. Но на табло было 0:4, оставалось 20 секунд, надо понимать, что за это время невозможно забить четыре гола.
— Но нашлись те, кто написал, что нужно играть до последнего, что это неуважение к болельщикам и партнерам.
— Это их мнение, их право. Я никого не осуждаю. Болельщики переживают за команду, они в праве высказываться на тему того, что им нравится, а что нет.
«Прилетал на ЧМ и играл с самолета"
— Главная тема сезона — Олимпийские игры, куда едет НХЛ. Вы следили за формированием тренерского штаба сборной России?
— Следил, смотрел.
— Не запутались?
— Кто не запутался? Самое главное, что будет в феврале. Сейчас бессмысленно рассуждать, что да как. Мое дело, как любого хоккеиста, выходить и играть.
— Энхаловцы прилетят в Пекин за два дня до старта олимпийского турнира, времени на тренировки практически не будет. Вы бывали в такой ситуации, что надо играть с листа?
— Да, я прилетал на чемпионат мира и играл с самолета. Там даже двух дней не было. Но сейчас будет другая ситуация: более длинный перелет, плюс все будут в таких условиях. В общем, не знаю, посмотрим. Других вариантов-то нет, у нас плотный календарь до и после Олимпиады.
— В команде обсуждаете тему Олимпийских игр?
— Мы пока только поздравили тех ребят, кто в тройку первых приглашенных попал. В «Коламбусе» это Ворочек из Чехии и Бьоркстранд из Дании. У нас только двое было. Больше разговоров не было.
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.