В России никогда не будет иностранного тренера сборной. Ветераны и общество не примут никого, кроме Гретцки
Недавнее заявление Вячеслава Быкова о необходимости пригласить в сборную России Боба Хартли, довольно смелое для нашего времени. Не в том плане, что заслуженному тренеру что-то угрожает. Нет-нет. Он живет в Швейцарии и находится в полной безопасности. Скорее речь об осуждении за мнение, которое идет вразрез с трендами в хоккейном сообществе. И как бы в подтверждение этой теории тут же объявился Владимир Крикунов со спичем: «Слава сильно удивил. Почему Канада или США не приглашают россиянина, не знаете?»
Подобные предложения то и дело появляются, но не от тренеров, выигравших чемпионат мира и Кубок Гагарина. Как правило, лоббировать иностранцев в штаб сборной России пытаются журналисты. Так, наш коллега Игорь Рабинер является давним сторонником этой идеи. Раньше в качестве кандидата на эту роль значился Майк Кинэн, а теперь сам Скотти Боумэн. Правда, если Железный Майк на момент той PR-кампании был действующим тренером-чемпионом, то есть бета-версией Хартли, то легендарному наставнику «Детройта» уже 88 лет, а последние два десятилетия он сидит на пенсии. Красиво, но жизнеспособно.
Можно вспомнить только-только освободившегося от клубной работы Джоэля Кенневилля. Тренера, которого накрыло лавиной давнего секс-скандала, сразу же начали сватать в КХЛ, но есть большие сомнения, что он станет последователем Хартли и Питерса. Наша лига слишком мала для масштаба личности тренера Q и его доходов. А вот стать первым в истории тренером-иностранцем сборной России…Это уже звучит более заманчиво. В том, что Кенневилль один из лучших специалистов в мире, сомнений быть не может. Доказательство тому не только Кубки Стэнли с «Чикаго», но и то, как быстро «Флорида» превратилась из сырой команды в претендента на титул.
Вот только персоналии тут не особо важны. Как и должность гипотетического иностранца. Чуть более вероятной кажется роль консультанта, о которой и говорит Быков применительно к Хартли. В конце концов, в истории есть отличный пример: для подготовки к «европейским» Олимпийским играм на больших площадках сборная Канады пригласила Ральфа Крюгера — немца по происхождению и гражданина Швейцарии. Возможно, именно этот шаг помог «кленовым» взять золото в Сочи. Но тут есть один нюанс. Крюгер хоть и обладает немецкими корнями, родился в Виннипеге и там же — на родине хоккея — начинал свой путь в этой игре. А как бы хорошо он не знал европейский хоккей, перед приглашением федерации хоккея Канады Ральф три года работал в штабе «Эдмонтона».
Кажется, чтобы в сборную России пригласили чужака, он должен быть эмигрантом из СССР со знанием великого и могучего, которого при этом уважают в нашей стране. Кто может подойти под это специфическое описание? Разве что Дэвид Немировски — родившийся в Торонто одессит, который уже не первый год тренирует «Торпедо». Вот только симпатичная игра команды-середняка КХЛ, которой даже прохождение первого раунда плей-офф не покоряется, это вряд ли сильный аргумент «за». А вот если смотреть на специалистов другого калибра, то там такой гремучей смеси и близко нет. А значит, нет даже минимального шанса на то, что Россия придет на поклон к канадцу, шведу или американцу.
На технических должностях в сборной России и сегодня можно встретить спецов из-за рубежа. Шведы Ларс Юханссон и Стефан Перссон, канадец израильского происхождения Даниэль Бохнер — все они совмещают работу в СКА с национальной командой. Но речь идет о тренере-методисте, тренере вратарей и тренере по развитию. Бохнер, правда, обычно специализирующийся на катании, в прошлом плей-офф КХЛ рисовал вместо Валерия Брагина схему игры в большинстве. Но не более того. Впрочем, никого из этой троицы на Олимпиаде не будет.
А виной всему наша русская народная самоуверенность. Например, в том, что отечественные тренеры ровня лучшим специалистам мира. Хотя что в НХЛ, что на крупных международных турнирах подтверждения этому тезису не найти уже очень и очень давно. И если то, что россияне не работают главными тренерами в сильнейшей лиге мира можно объяснить тотальным скепсисом по отношению к европейцам, то поражения Быкова в Ванкувере и Билялетдинова в Сочи вполне показательны. А разве вы забыли, как заокеанские журналисты смеялись над Олегом Знарком и его методами работы во время Кубка мира? Мы же внутри России только и слышим о славных тренерских традициях, тянущихся со времен СССР.
Другой момент — это в целом неприятие всего иностранного. С тех пор, как в нашей стране вошло в моду слово «импортозамещение», заметно сократилось и число тренеров-легионеров в клубах КХЛ. Какого-то конкретного запрета на приглашение иностранцев нет, но это вмиг стало немодно, а то и вовсе осуждаемо. А глядя на то, как Александр Кожевников изо дня в день мочит в прессе Боба Хартли, потенциальные подражатели «Авангарда» лишний раз подумают, брать ли на работу иностранца. Давление на него будет оказано сумасшедшее. Что уж говорить о национальной команде? Боюсь представить, с каким остервенением все тот же Кожевников, а также Плющев, Майоров и другие эксперты разной степени заслуженности сжирали бы условного канадца при первых неудачах во главе сборной России.
А еще мы слишком по-разному воспринимаем профессию тренера. В России единицы топ-специалистов прошли всю вертикаль МХЛ — ВХЛ — КХЛ. Из тех, кто начинал с тренировок детей, вспоминается разве что Андрей Разин. Во главе сборной мы скорее поставим великого хоккеиста и легендарную личность, чем кропотливого специалиста с разношерстным опытом. Канадцев на Олимпиаду повезут тренеры с 36 матчами в НХЛ на четверых. Главный тренер «кленовых» Джон Купер и вовсе не играл в хоккей на высоком уровне. Не чета Федорову, Жамнову и Гончару с Набоковым. Для наших ветеранов он такой же «стекольщик» как Хартли. Так что если сборную России когда-то и возглавит иностранец, то это будет Уэйн Гретцки. А в крайнем случае Марио Лемье. Такие пиджаки нам точно по размеру.