Футбол и хоккей в России в одинаковой жопе. Но дело не в детском спорте или недостатке полей
Кажется, еще никогда ощущения от игры сборных России по хоккею и футболу не были столь схожи, как сейчас. Хотя стоп, были. 2008 год. Илья Ковальчук с разбега прыгает на стекло — за мгновение до этого он стал героем Квебека, положив двушку в финале с канадцами в самой Канаде. А спустя всего месяц автор «бронзового» гола на футбольном Евро Дмитрий Торбинский утонет под бело-сине-красной кучей-малой. Голландцам ничего не оставалось, кроме как смириться с ролью актеров второго плана. Спустя 13 лет Ковальчук и Торбинский живут в Майами, дружат семьями, а их наследники, кажется, достигли дна.
Между чемпионатом мира в Риге и Евро-2020 прошло даже меньше времени, чем тогда. Оттого острее впечатления. Хоккеистов и футболистов клеймят примерно одинаково, и, возможно, одни и те же люди. «Pozor» переводится с чешского языка как «внимание». Российский позор на двух крупных турнирах привлекает внимание к проблемам двух ключевых видов спорта. И дело не только в том, что последнее место футболистов в группе и вылет хоккеистов в четвертьфинале — это тождественно стыдно. Пугает то, насколько похожими получились эти поражения.
Команды Валерия Брагина и Станислава Черчесова разочаровали ведь не только и не столько результатом. Хотя и он, конечно, провальный. Разве не похоже то, как вымучивали наши футболисты победу над финнами, на то, как осторожно и беззубо играли хоккеисты с канадцами? Разве глупые ошибки с бельгийцами не имеют ничего общего с тем, как подопечные Брагина в непрекращающемся хаосе проводили смены в овертайме? А сам по себе вылет с турнира носит, кажется, одни и те же ментальные корни, о которых на удивление точно высказался Артем Дзюба.
«Психология у нас очень слабая, не умеем под давлением играть. Такая атмосфера прекрасная, все вроде получается, тут же начинаем трястись, начинаем шарахаться, паниковать. Ну, пропустили — это футбол. У европейцев менталитет — они кайфуют. Они играют, сражаются. Мы спотыкаемся, падаем, сами себе привозим. Вот в этом, наверное, разница», — сказал журналистам капитан футбольной сборной. И ведь то же самое мог повторить любой игрок хоккейной сборной, которая вместо того, чтобы доминировать и играть с Канадой с позиции силы, провела 60+ минут в страхе допустить ошибку. И, конечно, эту ошибку в итоге допустила.
Эта общая черта, конечно, фундаментальна и вообще много говорит про весь наш спорт. Привычка с ранних лет играть на результат одинаково порочна как в футболе, так и в хоккее. Директоры детских школ требуют побед с тренеров, а тренеры — с детей. Набирают не талантливых, а уже развитых, ранних. Спускают всех собак в случае неудачной обводки. Пытаются вырастить не Игроков, а солдат. Но эта тема настолько глубокая и сложная, что ее надо обсуждать отдельно и немного на другом уровне. Тем более, что с этой же самой системой детского спорта у нас как-то случился 2008 год.
С экранов федеральных телеканалов вы наверняка услышите, что нужно срочно строить хоккейные коробки и засеивать футбольные поля. Депутаты Госдумы, которые включают спортивные трансляции раз в четыре года, а то и вовсе путают кнопки, обязательно скажут, что всех дармоедов следует разогнать, а миллионы от госкомпаний и налогоплательщиков срочно перенаправить на детский спорт. Так вот, знайте: это абсолютно заезженный и не выдерживающий никаких аргументов популизм. Надежная карта, которую разыгрывают для обывателей уже в который раз.
Футбольные поля, быть может, в России и нужны, но только с крышами и подогревом газона. Прям как на «Газпром-Арене», только в каждый регион, а желательно — в каждый город. Хоккейные коробки нам, наверное, тоже не помешают. Да только какой волшебной палочкой нужно взмахнуть, чтобы добиться такой же массовости, как в Канаде? А главное — где взять столько фанатиков, готовых за 15 тысяч рублей работать на этих полях и коробках тренерами? Об этом почему-то депутаты и прочие популисты после громких провалов сборных не говорят. А ведь тренеры — это бич не только детского спорта.
«Это была наша лучшая игра», — говорит Черчесов после вылета с Евро. «Наши тренеры переиграли Канаду 5 на 5», — устраивает сеанс самогипноза Ротенберг. Сюда можно добавить откровения российских футболистов о том, что «Бельгия их не удивила» или слова представителей штаба сборной по хоккею о том, что все проблемы от того, что против России играют от обороны, хотя на самом деле от обороны играет именно Россия. Это ли не паталогическое неумение признавать собственные ошибки? Может быть, мы (а точнее — они) просто не осознаем свое место в мире? Никакой «Красной Машины» не существует и никогда не существовало, забудьте про этот миф.
Не меньший популизм сейчас — кричать о слабости внутреннего чемпионата, раздутых зарплатах и срочной необходимости отмены лимита. Но разве не было лимита в 2008 году? В хоккее вообще ничего не поменялось с тех пор. Даже стало либеральнее: в КХЛ перестали считаться легионерами белорусы и казахстанцы. В футболе после успеха на ЕВРО лимит действительно ужесточили, но именно ужесточили, а не ввели. Мы с ним как-то жили, а Аршавин и Павлюченко с Жирковым, несмотря на вроде бы «тепличные» условия, уезжали в Англию. Высокие зарплаты? Денег с 2008 года стало заметно меньше как в КХЛ, так и в РПЛ. В хоккее так вообще ввели потолок зарплат, а в футболе наши клубы придавливает финансовый fair play.
У нас почему-то всякий раз пытаются выгнать за рубеж всех лучших игроков, но забывают про тренеров. Наверное, потому, что Капризовым проще восторгаться, чем Знарком, а за Головина как-то сподручнее переживается, чем за Черчесова. А еще потому, что игроки — это то, что на виду. Вершина айсберга или витрина — называйте как хотите. Конечно, когда россиян в НХЛ будет под сотню как шведов, это что-то да скажет о нашем хоккее. Разумеется, если в составе сборной России было бы столько же игроков «Барселоны» и «Челси», как у датчан, ворчания было бы поменьше. Но аргументы о том, что «Миранчук окреп, сидя на лавке в «Аталанте», бьются на осколки, когда этими окрепшими игроками руководит физрук с шорами на глазах.
Ирония в том, что на Евро-2020 легионеров в футбольной сборной было больше, чем на Евро-2008. Тогда за пределами Р (Ф)ПЛ играл один Иван Саенко, а повалили за рубеж птенцы Хиддинка уже после бронзы. Вот и канадцам на чемпионате мира мы проигрывали с почти полностью энхаэловской обороной, а решающий гол пропускал двукратный обладатель «Везины» в присутствии звезды НХЛ Тарасенко. Если футболисты худо-бедно уезжают в европейские чемпионаты, то тренеров после возвращения Леонида Слуцкого там шаром покати. То же самое с хоккеем, хотя, казалось бы, наше место в мировой иерархии подразумевает востребованность не только вратарей и крайних нападающих. Но за всю историю главными тренерами клубов НХЛ были двое европейцев: финн и чех. Русские даже на роль простого ассистента попадают раз в десятилетие.
Если наших игроков обвиняют в отсутствии амбиций и нежелании идти на понижение зарплаты, но вроде бы не сомневаются в их способностях, то с тренерами все гораздо-гораздо хуже. В футболе Слуцкий не был востребован даже на уровне топ-5 лиг, а Карпину нашлось место только в Сегунде. А когда мы последний раз видели хоккейного тренера из России даже не в НХЛ, а в европейских чемпионатах? И не в роли консультанта, как Игорь Захаркин в немецком «Крефельде», а по серьезке: главным тренером в клубе из ведущей лиги. И почему-то нет уверенности, что даже наши топовые тренеры потянули бы конкуренцию, например, со шведскими коллегами. Обратное, по крайней мере, пока не доказано.
Пока Квартальнов и Никитин варятся в собственном соку, а их всех обставляет канадец Хартли, Ялонен и Гренборг получают новый опыт в Швейцарии, а Вестерлунд в уже солидном возрасте не боится ехать в Россию. Зачем куда-то ехать, если их и здесь неплохо кормят? Но именно за такую позицию уничтожают игроков. Хоккеисты от игры за рубежом получают новый уровень сопротивления и привычку играть на повышенных скоростях, но на коротких турнирах не важнее методики и подходы, которые неоткуда черпать, если не обмениваться опытом. На выходе Черчесов не имеет плана Б, кроме как забросы на Дзюбу, а Брагину невдомек, что в НХЛ овертаймы 3х3 уже давно никакая не лотерея. Смотря косо на приезжих тренеров и считая ниже своего достоинства зарубежные стажировки, наша тренерская школа безнадежно отстала. В том числе отстала от развития игроков.
Черчесова сложно сравнивать с Брагиным, потому что масштаб их личной власти несопоставим. Скорее уместно говорить о Черчесове и неком коллективном разуме. И вот тут параллелей хватает. Что в футбольной сборной, что в хоккейной не желают не то что отчитываться, а даже просто объясняться перед публикой. Домашний чемпионат мира по футболу и золото Пхенчхана оторвали их авторов от земли. Черчесов по прилете в Москву отказался общаться с журналистами, а ФХР выпустила под именем Брагина такой пресс-релиз, что лучше бы не выпускала. Отсутствие Федора Смолова на Евро — это примерно та же вкусовщина с осадком из предвзятости, к которой мы за последнее время привыкли в хоккее. А разве шантаж «СКА и сборная или ничего» сильно отличается от агентских интриг имени Черчесова? Все мы находимся в жопе. В одной большой управленческой заднице.