Знаменитый советский защитник Николай Павлов всю свою карьеру шел к заветному вызову в сборной СССР.
Выступая за минские СКА и «Динамо», куйбышевские «Крылья Советов» и одесский «Черноморец», он долго оставался в тени. Вплоть до 29 лет Николай считался добротным, но при этом довольно обыкновенным, ничем не примечательным футболистом.
Тем не менее после перехода в «Днепр» в 1983-м, наконец-то, настал его звездный час. Павлов сходу закрепился в основе, став лидером команды, уже в дебютный сезон привел клуб к золоту чемпионата СССР, а в начале следующего года получил долгожданный вызов в сборную! В конце марта 1984-го Николая вместе с одноклубниками Литовченко и Протасовым пригласил в советскую национальную команду Эдуард Малофеев.
Дебютной для Павлова стала товарищеская встреча с ФРГ в Ганновере. Однако, по злой иронии, она же оказалась для него и последней.
В тот злополучный день, 28 марта, все пошло наперекосяк с самого начала. В преддверии игры с немцами Николай вдруг вспомнил своего покойного деда, погибшего во время Великой Отечественной войны, разозлился, и в итоге неправильно настроился на игру.
«Садимся в автобус, едем на стадион. А за мной сидел известный телекомментатор Владимир Перетурин, прекрасно меня знавший, поскольку часто комментировал матчи Днепра. «Коля, — говорит, — первый раз тебя таким вижу. Ты что?» А я, наверное, белый как стена был. «Деда своего никогда не видел, — отвечаю. — Немцы убили». Видимо, с таким мрачным настроем и желанием отомстить за деда я тогда и впрямь переборщил», — вспоминал Павлов.
На поле Николаю пришлось лично опекать легендарного нападающего Руди Феллера. Тот оказался не только моложе, быстрее и выше Павлова, но и гораздо мастеровитее. Так что к 8-й минуте он успел пару раз накрутить оппонента и даже забить гол.
В итоге уже к середине тайма «накачанный» тяжелыми мыслями советский защитник взорвался. Желая отомстить Феллеру, он решил сыграть против него грубо, пошел в жесткий подкат и совершил главную ошибку в своей карьере.
«В одном из эпизодов я пошел в подкат, а Феллер всей своей тяжестью рухнул на мое колено…», — рассказывал Павлов.
На этом дебютный матч для защитника и закончился. От столкновения с Феллером, он получил тяжелую травму и был вынужден покинуть поле, предварительно увидев перед собой желтую карточку за грубую игру. Что еще обиднее — тот матч СССР проиграл (1:2).
Уходя с газона Николай даже представить не мог, что игра с ФРГ станет для него единственной в сборной.
«Если бы я сразу лег на операцию, то еще поиграл бы. Но на носу была Олимпиада в Лос-Анджелесе, и наставник сборной Эдуард Малофеев убедил меня не спешить ложиться под нож. В итоге Советский Союз Игры бойкотировал. А мне вместо одной операции пришлось перенести четыре под общим наркозом и завязать с футболом…», — говорил футболист.
Перед операцией Павлов отыграл через боль еще полсезона за «Днепр» и помог клубу взять бронзу чемпионата СССР. Осенью 1984-го он лег под нож, надеясь восстановиться к следующему году, но впредь так и не смог сыграть на высоком уровне. Из-за одной глупой ошибки Павлов был вынужден завершить карьеру, находясь на пике. На тот момент защитнику было всего 30 лет.
***
Впрочем, столь ранний уход из футбола Павлов все равно смог обратить себе на пользу. Сразу после окончания игроцкой карьеры он закончил Днепропетровский институт физкультуры и ВШТ, и в итоге стал успешным тренером на Украине. Павлов взял чемпионство с киевским «Динамо» (1995), бронзу и серебро чемпионата Украины с «Днепром» (1992,1993), а также выиграл Кубок страны с «Ворсклой» (2009).