Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
ФутболРПЛ
12 августа 2022, Пятница, 09:00

Тайны легендарного контракта «Спартака». Сделка с AKAI помогла Романцеву вернуться в сборную России

Getty Images / РИА Новости
Поделиться
Комментарии
Сколько приносили культовые майки 90-х в бюджет красно-белых.

Пожалуй, одним из главных визуальных символов золотого романцевского «Спартака» до сих пор остается майка с логотипом японского производителя радиоэлектроники AKAI. Майки с непривычным российскому глазу лого из четырех букв впервые в истории футбольной индустрии поступили в массовую продажу и стали легендарными — они до сих пор остаются ходовыми лотами среди коллекционеров.

Само же спонсорство красно-белых японским производителем косвенно обернулось увольнением тренера сборной России, слухами о первопричине убийства гендиректора «Спартака» и финансовой дырой в бюджете клуба, после внезапного банкротства.

Спецкор Sport24 Александр Петров раскопал подробности короткой, но яркой эры японского титульного спонсора в главном клубе России 90-х.

Стоимость контракта — миллион долларов, обязательная поездка в Японию прибила карьеру Бышовца в сборной

Контракт с AKAI «Спартак» заключил в мае 1997-го. Причем инициатором соглашения выступили именно японцы. «Мы сами спонсоров не ищем. К нам по этому вопросу обращается много фирм, получается своеобразный конкурс. В данном случае лучшие условия предложил AKAI», — рассказывала тогдашний гендиректор красно-белых Лариса Нечаева «Коммерсанту».

Несмотря на шутку Романцева: «С таким контрактом «Спартак» в отличие от «МЮ» сохранил бы Кантона» (Эрик тогда как раз внезапно закончил карьеру), реальная сумма соглашения была более чем приземленной — около миллиона долларов. Как рассказал Sport24 преемник Нечаевой на посту гендиректора «Спартака» Юрий Заварзин, за участие в еврокубках клуб в тот момент получал от 4 до 6 млн долларов.

В общем бюджете клуба контракт с AKAI занимал меньше 10 процентов. «Средняя смета команды первой лиги — 10-12 млн долларов. У «Спартака» она чуть выше среднего», — рассказывала Нечаева.

Getty Images

Помимо финансовых обязательств AKAI предоставлял скидку на продукцию сотрудникам клубам. Как вспоминает известный спортивный журналист Сергей Микулик игроки и персонал «Спартака» могли сэкономить до 20% от стоимости японской техники.

Контракт с японцами, а также мечты игроков конца 90-х о топовой аппаратуре повлияли и на сборную России — вернее, на отставку Анатолий Бышовца и возвращение в команду Олега Романцева:

«Еще одним условием спонсорского договора с AKAI был ежегодный приезд основы «Спартака» в Японию на товарищеский матч. Естественно, такое путешествие можно было осуществить только во время окон на матчи национальных команд. В тот момент тренером сборной был Бышовец, который как раз-таки сменил Романцева — у них вообще были специфические отношения. У Анатолия Федоровича не особо получалось — Колосков (на тот момент президент РФС- Sport24) начал подумывать о возвращении Романцева, причем уже не был даже против совмещения.

Осенью 1998-го время товарищеского матча с Бразилией в гостях. И именно в этот момент AKAI настаивает на приезде спартаковцев, половина из которых игроки сборной, в Японию. Романцев собрал игроков: или мы едем играть за суточные в 100 долларов в Бразилию, или мы затаримся аппаратурой в Японии — обставите квартиру крутыми гаджетами. Удивительно, но игроки проголосовали за второй вариант (смеется).

РИА Новости

Анатолий Бышовец

«Спартак» прислал письмо в РФС, где заявил: мы не понимаем, зачем нужен этот левый товарищеский матч посреди сезона, мы игроков не отпускаем. Сборная без половины основы сгорела со счетом 1:5 — это был последний гвоздь в карьеру Бышовца в сборной, через месяц его уволили. Как сыграл «Спартак» в Японии не помню, но когда был в гостях у нескольких спартаковцев из той команды — в их квартирах было полно топовой японской аппаратуры. В общем, не зря сгоняли».

И да, за три дня до нового, 1999 года Романцев вновь вернулся в сборную.

Майки с AKAI должны были стоить, как в Германии. Цену снизили, начав делать реплики в Подмосковье

Истинно народными футболки с логотипом AKAI стали не сразу. Экипировщик «Спартака» adidas выставил цену, ниже которой цена на майку опускаться не могла. Минималкой компания сделала среднюю цену по родной Германии — 100 марок или по тому курсу около 1300 рублей — выше, чем средняя зарплата по России в 98-м, которая колебалась от 1000 до 1200 рублей.

«Мы объяснили, что такой ценник поставить не можем — никто не будет покупать мерч за бешеные для той экономической ситуации деньги, — вспоминает Заварзин. — Немцы приняли наши аргументы и нашли трикотажную фабрику в Ивантеевке, где стали производить официальные реплики. Производство удешевилось почти в 3 раза — майки стали стоить в районе 400-450 рублей, и вот тогда они пошли в народ. Продажи официальной атрибутики достигли порядка 10 тысяч маек в год, а мы получали долю с прибыли — максимум зарабатывали около 300 тысяч долларов. Копейки в масштабах бюджета, но хоть что-то».

Еще большим заработкам «Спартака» на форме мешал всплеск производства контрафакта. Паленка выглядела ощутимо хуже, но и стоила на треть дешевле — в районе 300 рублей.

РИА Новости

Заварзин: «Боролись с ней как могли. Где-то раз в месяц мы писали письмо в главное управление МВД по Москве: так и так, в этой точке торгуют контрафактом. Выезжала специальная бригада — точку закрывали, продукцию изымали. Через какое-то время она появлялась снова — проходили всю схему заново».

«Приходишь на Черкизовский рынок, а там просто 20 или 30 контейнеров со спартаковской футболкой AKAI. Вся Москва были ими забита, — рассказывал Sports.ru Сергей Садчиков, который в те времена отвечал за мерч в «Спартаке». — Мы хотели мирно все решить. Приезжали, спрашивали хозяина контейнера, но никого не дожидались. Тут же все контейнеры закрывали, а нас, по правде говоря, просто посылали.

Тогда я обратился на Петровку, меня познакомили с отделом, который занимался контрафактной продукцией. Там работали молодые ребята, мы с ними прямо на Петровке разрабатывали планы операций по рынкам. Никаких связей, это просто была их работа. «Спартак» был настолько популярен, что все стремились помогать. Помню, хотели рекламировать футболки на «Русском радио». Думал, что шансов никаких нет, а когда сказал, что я из «Спартака», мне ответили: организуй нам интервью с Романцевым, а мы вам рекламу бесплатно поставим. К сожалению, в клубе мне отказали, но, тем не менее — слово «Спартак» тогда было магическим.

Так вот, вместе с милицией мы объезжали все рынки Москвы. Договаривались с прессой, с нами выезжали журналисты и операторы, снимали рейды по рынкам. Заходили с 5-6 разных точек, чтобы накрыть сразу больше».

По законам российской действительности продавцы паленки в какой-то момент стали узнавать о предполагаемых датах рейдов и благополучно сворачивали деятельность аккурат перед облавой. В итоге стороны пришли к компромиссу: «Спартак» выдавал разрешение на легальную реализацию продукцию — своеобразную лицензию точки покупали напрямую у клуба.

Убийство гендиректора «Спартака» тоже связывали со спонсорством AKAI — киллеров так и не нашли

Меньше через месяц после заключения контракта с AKAI гендиректора «Спартака» Ларису Нечаеву убили. 15 июня 1997 года ее вместе с подругой Зоей Рудзате застрелили на даче Нечаевой во Владимирской области. Популярная тогда версия — именно из-за контракта с японцами.

«Следователь по делу об убийстве Нечаевой мне сказал, что одной из возможных версий милиция считала контракт с AKAI, — рассказал Sport24 бывший администратор «Спартака» Александр Хаджи. — В момент переговоров с компанией на Ларису вышли иностранные агенты AKAI — предлагали помощь в заключении контракта, в обмен на определенную долю. Нечаева отказалась от их услуг и заключила соглашение напрямую с японцами. Отсюда и пошла эта версия, но она была лишь одной из более десятка. В конце концов, это были мизерные суммы по меркам тех денег, которые тогда крутились в бизнесе — вряд ли из-за нескольких десятков тысяч долларов стали бы организовывать заказное убийство».

Что именно стало причиной убийства Нечаевой до сих пор неизвестно, хотя основной версией считается не имеющий отношение к AKAI конфликт с представителями Лазанской ОПГ. Так или иначе, но убийц Нечаевой так и не нашли.

Перед банкротством AKAI не платил красно-белым почти год — спасла дочка «Газпрома»

Через два года «умер» и сам AKAI — прямо по ходу контракта со «Спартаком» компанию признали банкротом. Аудит 1999 года выявил пропажу с счетов AKAI Holdings астрономической суммы — 1,75 млрд долларов. Как показало расследование, начиная с 1994 года, владелец компании Джеймс Тинг при содействии бухгалтеров Ernst & Young подделывал аудиторские документы и выводил активы через подконтрольные фирмы. Тинга посадили, AKAI обанкротили, но проданных активов не хватило на возврат долгов по кредитам.

Пострадал и «Спартак», хотя по словам администратора команды Александра Хаджи команда финансовый удар не ощутила: «Где руководители клуба брали деньги, я не знаю, но задержек зарплат не было — ни у игроков, ни у технического персонала».

РИА Новости

Заварзин: «Команда действительно этого не почувствовала, а вот руководству, включая меня, пришлось выкручиваться. Несмотря на ежемесячный график платежей, на пике проблем Akai задолжал нам почти миллион долларов — считайте, целый год не платили.

— Что японцы говорили?

— Мы встречались с их представителями в Москве. Они рассказывали душещипательные истории: небольшие внутренние проблемы, но потерпите, скоро все будет. Мы отвечали: это все очень здорово, но жить-то нам нужно сейчас. Через какое-то время встречи и вовсе прекратились — вскоре после этого они окончательно обанкротились».

Спасла «Спартак» дочка «Газпрома» — да-да, в 90-е газовый гигант опосредованно спонсировал московскую команду. Босс «Уренгойгазпрома» Рим Сулемайнов был большим поклонником красно-белых — компания начала спонсировать клуб еще до начала контракта с AKAI, будучи титульным спонсором, а после прихода японцев осталась со-спонсором. «Спартак» при этом получал не живые деньги, а газовый конденсат, который потом реализовывал — выручка составляла около 1,2 млн долларов в год.

«Уренгойгазпром» не делал решающий вклад в бюджет «Спартака», но помощь Сулейманова была очень важной — по сути, контракт с AKAI стал еще одним источником дохода, который позволял команде жить чуть лучше, — говорит бывший гендиректор «Спартака» Заварзин. — Когда японцы ушли, Рим Султанович продолжил помогать нам. Причем не только финансово, но и отдав команде самолет компании.

«Летайте, самолет проверенный, хороший, — цитировал Сулейманова Хаджи в книге Романцева «Романцев. Правда обо мне и «Спартаке». — К тому же в Жуковском нет заморочек с оформлением. Только заранее говорите, когда он вам нужен, и я буду подстраиваться под вас. Я, если что, найду себе замену».

Как рассказал Sport24 Александр Хаджи, клуб платил лишь определенную сумму за обслуживание аэропортам, где происходили взлет и посадка + топливо. На этом «Спартак» экономил еще несколько десятков тысяч долларов.

ФК Спартак Москва
Сборная России по футболу
...
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0