Во время трансляций футбольных матчей режиссеры часто выхватывают милых ребятишек или симпатичных девушек с плакатами. Они обращены к конкретным футболистам, их цель: получить футболку любимца. Иногда это превращается в красивую историю, когда игрок после матча отдает столь желанную майку фанатам. Но, что происходит с подарком дальше, известно гораздо меньше. Чаще всего эти майки становятся не семейной реликвией, а товаром, который почти сразу же выставляется на интернет-площадки.
Александр Петров разобрался, кто же продает эти футболки, и выяснил, что даже некоторые футболисты охотно зарабатывают на своих (и не только) игровых формах.
Почему попрошайки так популярны?
Один из самых резонансных случаев с подаренной джерси случился в 2019-м. После матча с «Рубином» к форварду «Зенита» Артему Дзюбе подбежал парень и попросил достать игровую майку Бранислава Ивановича. Дзюба сходил в автобус и принес футболку, правда не серба, а Себастьяна Дриусси. Очень скоро футболка появилась в одном из пабликов по продаже игровых маек с ценником в 8 тысяч рублей.
«Этот паренек еще за неделю до матча бомбил мне в личку — слезно просил футболку Ивановича. Устроил настоящую истерику — рассказал журналист Sport24 Владимир Колос. — Уже после матча выскакиваю первым из микста на улицу — на самолет опаздываю — и слышу вопли, будто экзорцист из человека бесов изгоняет. Именно так тот паренек кричал: «Владимир, где футболка?». А потом я узнал историю про «Авито» — смеялся в голос».
«Большинство попрошаек — школьники, — рассказал коллекционер футбольных маек Алексей (фамилию просил не называть), — было несколько историй, когда нарисовали плакаты, а футболист был дисквалифицирован из-за перебора карточек. А они даже этого не знали, заметили только во втором тайме. Что думаете: плакат перевернули, написали другого игрока. И опять стоят, держат. Футболисты видят: школьник — ну и отдают. Родители немного дают на карманные расходы — а тут джерси можно продать за 4 тысячи. Естественно, у них глаза по пять копеек».
«Похожая история была с Иваном Темниковым, который играл за «Нижний Новгород» — тоже подарил майку, через день она всплыла в сообществе коллекционеров, ее предлагали за 4,5 тысячи. Футболист, кстати, попал на штраф, потому что оставалось мало комплектов формы, и в этой майке нужно было сыграть еще один матч. Ему пришлось заказывать джерси за свой счет — не в чем было играть», — говорит коллекционер и спортивный журналист Иван Адаменко.
Иван Темников в майке «Нижнего»
Алексей: «Какой процент коллекции куплен у попрошаек? Большая часть маек. Сколько таких людей ни хейтили, а большинство коллекционеров все равно пользуется их услугами. Коллекционеры есть не только в Москве. За «Спартак» болеет целая армия людей по всей стране. Человек из Казани просто не может иначе получить футболку, кроме как купить ее на «Авито» — у него нет 15 домашних матчей, где можно пролезть к игрокам и попросить майку.
Когда начинал, коллекционеров было не так много — сейчас их стало раз в 10 больше. Собирать майки стало сложнее. Раньше залезешь на «Авито» — футболка может висеть несколько дней. Сейчас же интересная раритетная джерси может уже через три минуты сниматься с продажи — купили. В большинстве случаев футболки собирают возрастные люди. У тех, кто начал собирать в 14-15 лет или раньше, к 20 годам меняются интересы, и они избавляются от маек».
Адаменко: «Еще один канал получения футболок — сотрудники клубов. Стандартная практика: в конце года администратор или старший по экипировке продают остатки экипировки, потому что ее надо куда-то девать. В «Химках», например, официально выставляли устаревшие комплекты в точках продажи атрибутики клуба во время игры. Но бывают совсем дикие случаи: несколько лет назад в ЦСКА сменили администратора, потому что заметили: исчезают футболки».
Футболки исчезали не только в ЦСКА, но в «Спартаке» — причем в промышленных масштабах. «Несколько лет назад на фанатских сайтах красно-белых стали появляться объявления о продаже игровых футболок «Спартака», — рассказывает коллекционер Антон Дуда. — Заинтересовался, решил для начала купить одну футболку любимого клуба — а продавец прислал на почту огромный прайс-лист с джерси разных сезонов, глаза просто разбегались. Со временем приобрел у этого человека, наверное, не меньше 50 футболок: себе в коллекцию, на обмен, в подарок знакомым. Цены были от 50$ до 200$ за футболку.
Спустя год увидел новость: «Спартак» предъявил иск бывшему сотруднику клуба в связи с кражей атрибутики. Все встало на свои места».
Средняя цена джерси — несколько тысяч рублей, ценные футболки можно продать в десятки раз дороже
По словам Антона Дуды футболки Спартака самые дорогие не только в России: «Даже майки мировых грандов зачастую можно купить значительно дешевле. Но речь идет исключительно о периоде, когда Спартак играл в экипировке adidas — с 80-х до 2002 года. Так как футболки из 80-х встречаются крайне редко, то чаще всего речь идет о майках золотого романцевского периода.
Среди них наиболее ценными является, например, футболки нетрадиционных цветов. Например:
— синяя футболка с гостевого матча ЛЧ-92/93 против Монако,
-красно-черная футболка с игры Кубка УЕФА-98/99 против «Аякса»
— черная футболка, в которой красно-белые выходили против лондонского Арсенала в 2001-м.
За последнее время несколько таких маек ушли с аукциона в диапазоне 100-150 тысяч рублей. Точные цены неизвестны: зачастую такие аукционы проходят по телефону или в личке у продавца».
Алексей: «Несколько лет назад лигочемпионская футболка Ильи Цымбаларя 98-го года ушла коллекционеру из Ростова за 100 тысяч рублей — на тот момент это была одна из самых больших сумм по России. Средние же суммы куда скромнее: помню, купил спартаковскую джерси Павла Погребняка за 10 тысяч рублей, но потом ее выпросил коллекционер из США — продал уже за 30».
Антон Дуда так оценивает коридор максимальных цен за майки российских клубов 90-х и нулевых: «Футболки «Спартака» на порядок дороже — спокойно уходят за 100+ тысяч. Формы «Зенита», «ЦСКА», «Локомотива» и «Динамо» достигают в цене 30-50 тысяч. Торпедовские — не больше 20-ти. Остальные стоят сильно дешевле, разве что среди иностранных коллекционеров очень популярны футболки «Анжи» времен выступления Это’О и керимовских звезд.
Разброс цен — очень приблизительный. На футболки старых сезонов нет конкретного прайса. Влияет множество факторов — взять хотя бы наличие конкурента в борьбе за футболку».
Джерси десятых оцениваются намного ниже. Среди них выделяются футболки с памятными надписями: например, футболки с финала Кубка России или Суперкубка. Или, к примеру, футболки «Спартака» с матча против «Динамо», где фамилии и номера футболистов наносились «доброшрифтом» (созданным на основе букв, написанных детьми с ДЦП — Sport24). Средняя же стоимость свежих джерси — не более 15 тысяч.
Иван Адаменко рассказал, как предприимчивые ребята выручили почти 300 тысяч за несколько маек с матча ЦСКА — «Манчестер Сити» в ЛЧ: «Игра была без зрителей, ЦСКА тогда получил бан. Майки продали болельщикам «Манчестер Сити» из Англии. Если здесь футболки можно достать у администраторов за 5 тысяч рублей, то те джерси продавали за 500-600 фунтов. В Британии люди спокойно выкладывают такие деньги — это не что-то удивительное».
Самая большая сумма, которую Иван выручил за футболку — 35 тысяч за майку ЦСКА времен победы в Кубке УЕФА: «Это был солидный коллекционер из Израиля, мой хороший знакомый. «Есть у тебя такая майка? Продай мне ее. Назови свою цену». Я назвал, он согласился, добавив: «Это верхняя планка, было бы выше — не договорились». Причем покупатель долго ко мне подбирался и изначально хотел выйти через другого человека, который желал навариться на этой сделке. Он понимал ценность майки, но говорил, что даст мне 9 тысяч рублей, больше никто не предложит. Так сказать, помогал мне из лучших побуждений. Если б ему продал — он хорошо заработал бы на этой истории».
Алексей: «Когда собрал приличную коллекцию футболок, захотелось еще и шорты докупить. Увидел в интернете — точно такие, как хочу. Продавала девушка, договорились встретиться на Речном вокзале. Спросил на всякий случай: может, что-то еще есть? Она говорит: «Да, есть две футболки, одну не продаю, а вот другую — готова». Причем сумма была абсолютно смешная — я на бензин, чтобы доехать до места встречи, потратил больше. Перед тем как приехал, погуглил, чей номер, что за футболист.
Приезжаю на Речной — а мне шорты и футболку лично вручает этот игрок «Спартака». Как потом уже списывались, оказалось, что это все продавала теперь уже бывшая его невеста».
Футболисты редко продают футболки и даже отслеживают их сбыт. Но есть исключения
Игроки чаще всего продают футболки на каких-то благотворительных аукционах — как это было с «доброшрифтовскими», делится впечатлениями Алексей. Но иногда футболисты сами занимаются продажей своих футболок через онлайн-платформы. И невесты тут ни при чем.
Вот, например, история о небольшом бизнесе одного из футболистов чемпионского состава «Спартака», которую прислал болельщик Иван на ютуб-канал Павла Городницкого.
«Июль 2009 года. В футбольном паблике нахожу объявление о продаже игровой Джерси Ивана Саенко с матча «Москва» — «Спартак». И тут все сошлось: великий обладатель бронзы Евро, гостевая белая майка с длинным рукавом — я такие очень люблю. Кайф! Я тогда играл в коммерческой лиге с дядьками — думал, приду на тренировку, и все ахнут.
Та самая джерси Ивана Саенко
Пишу парнишке, который явно по фоткам младше меня. Говорит, что болбоем вышел на поле к великому Саенко и попросил майку. Начинается ад. Я ненавижу образ молодого футболиста тех лет, с которыми сталкивался постоянно. Пишет так, будто русский — неродной язык, в каждом предложении называет меня братухой или братом. Цена вопроса: полторы тысячи рублей. Но в день продажи он просит сначала две тысячи, а потом 1600 рублей — клянется, что очень нужны деньги.
Приезжаю на метро Автозаводская, потому что ему было удобно там после тренировки, а он не пришел. Потом писал какую-то дичь про бабушку, которая заболела — я забил на него.
Уже в октябре вновь пишет этот парень и предлагает купить эту майку за полтора косаря. Покупаю. Он потом еще мне несколько раз предлагал б/у бутсы — свои и партнеров по команде. В 2013-м вижу его неприятное лицо в РПЛ. Сверил диалог «ВКонтакте» — да, это он, Денис Давыдов».
Адаменко: «Некоторые футболисты продают старые формы через всякие платформы. Например, Александр Белозеров (экс-игрок «Спартака», «Крыльев Советов» и «Урала» — Sport24) просто выложил на «Авито» все комплекты, которые у него были, включая тренировочные. Они лежат без дела, а так кому-то понадобятся, да и сам подзаработает». Коллекционер Алексей добавил: Белозеров держит в Самаре футбольную школу. По его информации все вырученные деньги Александр пускал на новую форму, мячи и прочий инвентарь.
Другие же футболисты остро реагируют на продажу своих футболок. Например, голкипер «Спартака» Сергей Ребров в интервью Life рассказывал, что договаривался с продавцами о встрече и предлагал выкупить форму обратно: «Быстро нашел несколько объявлений, доехал на машине и встретился с людьми. Видели бы вы их глаза в тот момент!
— Но люди отдавали футболку просто так?
— Да, я предлагал им деньги, а они вежливо отказывались. Надеюсь, люди, которые до этого продавали подаренные футболки, перестанут это делать. Все-таки это личные вещи. К тому же форма великого клуба. А некоторые относятся к этому, как к легкой наживе. При виде меня люди понимали, что так поступать нельзя».
Правда, коллекционер Антон Дуда считает эти случаи единичными: «Они выглядят скорее как пиар-история. У самого в коллекции была футболка Артема: как услышал о том, что он выкупает свои футболки, сразу выставил ее на Авито в надежде на встречу. Никто на связь не выходил.
Не совсем вижу повода для переживания по поводу судьбы футболки. Даже если «попрошайки» их перепродают, в конечном итоге они все равно попадают к болельщикам или коллекционерам, для которого эти вещи будут очень ценными. У нас нет возможности обратиться напрямую к футболисту, а покупка является единственной возможностью прикоснуться к истории клуба».
Адаменко: «Однажды я достал майку Дениса Пояркова из «Химок», а потом футболист мне написал: Слушай, в моей домашней коллекции именно такой нет. Попросил подарить, а взамен пообещал джерси из другого клуба. Без вопросов — обменялись».
Кто-то продает футболки, чтобы выжить, у кого-то — просто отлаженная схема заработка
Алексей: «Была история с Комбаровым, лет 5 назад. Матч «Уфа» — «Спартак». Прямо у кромки поля сидел инвалид на коляске, Дмитрий снял футболку и подарил ему — показали по всем каналам. Буквально через три часа майка висела на «Авито».
Причем за год до этого я у него же купил футболку Таски — очень редкую, черную, чемпионского сезона. Я созванивался с этим человеком, он говорит: получаю только пособие, у меня жена и ребенок — это мой источник дохода. Комбарова он выставил за 20 тысяч, купили, по-моему, за 12.
Я потом спросил у Дмитрия: как относится, что майку выставили в тот же вечер. Он ответил: «Да никак».
При этом в Москве до сих пор действует целая группа людей, которые выпрашивают футболки для последующей мгновенной продажи.
Алексей: «Есть целая банда глухонемых попрошаек. Это самая известная группа в Москве — человек пять-шесть их. Ходят на матчи московских клубов и достают футболистов. Ходят мычат, показывают, что, дескать, у меня сегодня день рождения или еще какой-то особый день. Так и доставали майки: то Гилерме, то Зобнин, когда в ЦСКА были Еременко и Натхо, они вообще каждый матч джерси отдавали.
В какой-то момент мы в кругу коллекционеров договорились, что больше этих ребят кормить не будем. Мы даже просили через администраторов «Спартака» и ЦСКА донести игрокам, что эти люди — не коллекционеры. Они продают майки сразу — даже до метро не доходят.
Эти попрошайки устраивают, как мы называем, крысиные бега. Ставят объявление «ВКонтакте»: «Получил футболку с матча, стою у метро Охотный ряд, приезжайте и забирайте». Этому человеку сразу несколько коллекционеров пишут, что возьмут — в итоге кто первым из них приезжает, тот и забирает. До сих пор схема существует, хотя мы этих крыс периодически гоняем».