Скандал: известный комментатор подставился так же тупо, как Губерниев. Потерял миллион фунтов из-за одной фразы
В 2011 году случился один из главных скандалов в истории российского футбола. В перерыве матча «Спартак» — ЦСКА комментатор Дмитрий Губерниев жестко прошелся по вратарю «Зенита» Вячеславу Малафееву, который должен был подменить в сборной России получившего в первом тайме матча травму Игоря Акинфеева.
«Вообще, это подлянка. Я просто считаю, что без Игоря мы проиграем. Дай бог, чтобы тот поправился. Потому что это смешно: решающие матчи, а у нас г**но в воротах будет стоять», — сказал Губерниев. А после поделился своими инсайдами об обстоятельствах смерти жены Малафеева. Само собой, комментатор думал, что микрофон был отключен, но его слова просочились в эфир и вызвали масштабнейший резонанс.
Но Губерниев был не первым комментатором, с которым случилась такая оказия в прямом эфире. В 2004 году мощнейший скандал полыхнул в Англии. После поражения «Челси» от «Монако» 1:3 в первом матче полуфинала Лиги чемпионов комментатор Рон Аткинсон высказался об уровне игры 35-летнего защитника лондонцев Марселя Десайи: «Отвратное выступление — не зря в некоторых школах его называют чертовски ленивым жирным нигером».
Как и Губерниев, Аткинсон думал, что его микрофон уже отключили. В Великобритании так и было, но слова Рона попали в эфир трансляции на Ближнем Востоке и быстро стали достоянием общественности.
Аткинсон был не просто комментатором, а одним из самых статусных людей в английском футболе. Он успешно трудился в роли главного тренера в ряде английских клубов, а в «МЮ» по успехам считался самым успешным коучем со времен легендарного Мэтта Басби. Само собой, до прихода в клуб Алекса Фергюсона. После завершения тренерской карьеры Аткинсон построил шикарную карьеру на ТВ — был востребованным экспертом, а затем стал самым раскрученным комментатором страны. Благодаря живому языку и своеобразным речевым оборотам, которые назвали «биг-ронизмами» (в честь его прозвища Биг Рон), Аткинсон быстро набрал популярность.
Но его карьера была перечеркнута всего одной фразой. После скандала Рона уволили с ITV, а также «по обоюдному согласию» он оставил работу обозревателя в журнале The Guardian. Впоследствии Аткинсон заскакивал на разные шоу и подкасты в качестве эксперта, но из-за потерянной репутации так и не смог полноценно вернуться в журналистику.
«Та фраза обошлась мне примерно в 1 млн фунтов, — рассказывал Аткинсон позже. — В тот вечер в Монако я снял свой микрофон и выбросил его. Меня раздражало, что «Челси» слил игру — тогда я разрушил свою карьеру одним словом, о котором всегда буду сожалеть. До сих пор не могу поверить, что произнес это».
Карьера Аткинсона и в самом деле говорит о том, что он не является расистом. Он одним из первых в Англии начал активно использовать в составах своих команд чернокожих футболистов.
«Я черный, но я хочу заступиться за Биг Рона, — говорил Карлтон Палмер, игравший у Аткинсона в «Шеффилд Уэнсдэй». — И делаю это не потому что он мой друг, а потому что я знаю, какой он на самом деле. Если мы собираемся бороться с расизмом, тогда давайте говорить о более широкой картине, а не обсуждать одноразовый комментарий».
Рон Аткинсон
Зла на Аткинсона не держит и сам Марсель Десайи — француз считает, что Аткинсон сказал лишнее на эмоциях.
«У меня не было никаких контактов с Аткинсоном, но мне его жаль, — говорит он. — Я не злюсь и не озлоблен. Меня просили отреагировать, но я сохранял голову холодной. Я понимаю, что так он отреагировал на результат «Челси» — был недоволен и сказал что-то в запале. Такое случается. Он совершил ошибку и заплатил за нее».
В своей автобиографии «Тренер» Аткинсон не раз возвращался к тому эпизоду.
«Однажды Терри Венейблс (бывший тренер сборной Англии.— Sport24) позвонил мне и сказал: «Когда ты собираешься перестать извиняться?» И я подумал: «Ах, ты прав». Могу сказать только, что мои действия на протяжении многих лет говорят больше, чем слова. Я не расист. Насколько помню, я никогда раньше не использовал слово «нигер». Но я могу понять, какому числу людей нанес оскорбление. Если бы кто-то сказал такое об одном из моих игроков, я бы его ударил. В «Астон Вилле» я однажды выставил целую команду темнокожих игроков, исключая Марка Боснича и Шона Тила. Я действительно хочу дать понять чернокожему сообществу, что мне искренне жаль. Я извинился — я не знаю, что еще я могу сделать».