«Спаллетти сказал: если вы попробуете меня поиметь, я превращу вашу жизнь в ад». Датчанин Лумб из «Зенита» 2010-х
Корреспондент Sport24 Владимир Колос разыскал в Копенгагене бывшего игрока «Зенита» Микаэля Лумба. Он перешел в команду в 2010-м, но так и не смог стать в ней прочным игроком основного состава. При этом сохранил массу воспоминаний о времени, проведенном в России. В интервью он рассказывает:
— Как игроки специально атаковали Халка на тренировках;
— Как Спаллетти лишил Кержакова капитанской повязки и что сказал ему при всей команде;
— Как из команды выгоняли Ионова;
— Как Смолову, с которым он пересекся в «Фейенорде», грозили, что отберут его машину
— Почему Бендтнер стал бы преступником, если бы не футбол;
— Почему Дания должна обыгрывать Россию.
Поехали!
— Микаэль, для начала: где вы, что вы, как вы?
— Я отлично. Живу в Копенгагене с женой и двумя детьми. Играю за «Брондбю». Только что стали чемпионами Дании. Конечно, я становлюсь все старше и через пару лет я уйду из футбола. Но прямо сейчас я замечательно. Наслаждаюсь жизнью.
— Как вам удалось стать чемпионами впервые за 16 лет?
— На самом деле, никто не ожидал, что мы выиграем титул. Все думали, что мы будем пятыми или шестыми. Нашей целью было третье место и Лига Европы. Но к зимнему перерыву мы пришли первыми. У нас оставались десять матчей до чемпионского раунда. И мы стали выигрывать один матч за другим. А конкуренты, напротив, теряли очки.
— У вас, кажется, очень оригинальный тренер. Я сейчас покажу вам одно видео: что это было?
— О, это была очень важная игра с «Мидтьюлланом». Нам нужно было выигрывать. Особенно, когда у соперника случилось удаление. Это была первая или вторая игра, на которую пустили болельщиков. Мы привыкли играть на пустом стадионе, где слышны все подсказки тренера. А здесь из-за болельщиков мы не слышали вообще ничего. И наш тренер придумал, как донести до нас нужную информацию.
Было забавно увидеть такую табличку, конечно. Но тренер прав. Когда ты прекращаешь атаковать и играешь на удержание счета, могут случиться проблемы. Мы были в большинстве. И нам нельзя было прекращать атаковать.
«На тренировках „Зенита“ была война. Когда Халк принимал мяч, под него подкатывались и валили на землю»
— В «Зенит» вы перешли в 2010-м. Тогда вас представляли как молодого таланта, который должен засиять в Премьер-лиге. Почему не получилось?
— Сказались травмы, плюс было сложно найти себя в команде, в которой собралось так много сильных футболистов — Кришито, Халк, Витсель и далее по списку. Вообще когда я переходил в «Зенит», у меня было достаточно предложений. Из «Вест Хэма», «Гамбурга», бельгийских и голландских клубов. Общался с Бальдини (ассистент Лучано Спаллетти в «Роме», а потом в «Зените»). Он говорил, что Спаллетти хочет видеть меня в Риме. Но потом Спаллетти уволили из «Ромы». И когда они с Бальдини перешли в «Зенит», они сразу меня забрали.
— Спаллетти сразу поставил вас в стартовый состав на матч с «Крыльями». Но после этого вы перестали играть. Ваш конкурент Губочан был сильнее?
— Мне кажется, нет. Но он постоянно получал шансы, все время играл. А я сидел на банке и слышал, как Спаллетти во время матчей кричал на него и предъявлял ему претензии. Думаю, что я мог бы сыграть не хуже, чем Томаш.
— Со Спаллетти на эту тему общались?
— Нет. Я бы хотел, но Спаллетти был очень строгим тренером. Он не разговаривал на такие темы с футболистами. Все просто: если ты с чем-то не согласен, можешь уходить из клуба.
Конечно, я хотел играть больше. Но сложно что-то предъявлять тренеру, который постоянно выигрывает. Было бы глупо подходить к нему и говорить: «Послушай, я должен играть вместо этого парня и тогда мы выиграем». Команда и без меня выигрывала.
Хотя в целом у меня с ним проблем никогда не было. Если видел его вне базы, он всегда улыбался и был милым. Всегда интересовался, как у меня дела, говорил с моим сыном.
— Не у всех отношения со Спаллетти были хорошими. Например, у Широкова и Кержакова.
— Да, помню… Один раз он даже отправил их во вторую команду. Спаллетти каждым своим действием показывал, кто здесь босс. На самой первой тренировке он сказал: «Если вы только попробуете меня поиметь, я поимею вас и превращу вашу жизнь в ад».
— Ого. А как вы помните историю из 2012 года? Халк и Витсель приходят в клуб, Денисов отказывается выходить на поле в Самаре. Жесть?
— Тогда была очень нервная атмосфера. Да, у Халка и Витселя были отличные зарплаты. И русские игроки — Денисов и некоторые другие — просто не могли это принять. Они даже не хотели играть с Халком на тренировках. Когда он принимал мяч, они подкатывались под него и валили на землю. Можно сказать, что на тренировках была война. Лично меня такие моменты, когда Халк принимает мяч, а его специально жестко встречают, откровенно напрягали.
— Реакция на зарплату Халка и Витселя была и у иностранцев?
— Нет, только у русских.
— Это зависть?
— Скорее всего, да.
— Неужели иностранцы не завидовали?
— Мы были просто рады тому, что такие звезды пришли в наш клуб. Понимали, что это поможет команде прогрессировать. В том числе в Лиге чемпионов. Команда нуждалась в таких футболистах. Поймите, если главный тренер хочет, чтобы у него в команде играли Халк и Витсель, это его дело. Не игрокам это решать. У Денисова никто не должен спрашивать: хорошо это или плохо. Он должен был просто это принять.
— Денисов и Кержаков — золотое поколение Петербурга.
— Да, высокомерие чувствовалось. Если молодой футболист или кто-то, кто получал не так много игрового времени, на тренировках косячил, они начинали на него буквально орать. Они всем своим видом показывали, что им не нравится игра того или иного человека.
— Было неприятно?
— Мне кажется, с одноклубниками так себя вести нельзя. Нужно просто делать свою работу. Да, понятно, что у кого-то может быть недовольство, если ты постоянно ошибаешься. Но мы все собрались в «Зените» с одной целью — выигрывать матчи, а не драться друг с другом, доказывая, что кто-то круче. А на тренировках складывалось ощущение, что они короли этой команды.
— Есть какая-то яркая история из тех времен?
— Осенью 2012 года у нас состоялось собрание. На нем Спаллетти заявил, что отдает капитанскую повязку Данни. Кержаков был в ярости. Он спросил у Спаллетти перед всей командой: «Почему он, а не я?»
— И?
— Спаллетти ответил: «Я тебе не доверяю. И если у тебя что-то не устраивает, дай мне знать». Я же говорю: Спаллетти всегда всем своим видом показывал — я здесь босс, если тебе не нравится, дверь там.
«Смолову в «Фейенорде» сказали: «Води аккуратнее. Иначе мы отберем права и машину»
— Вы застали уход Ионова из клуба. Тоже яркий персонаж.
— Сюрпризом его пьяная езда для меня не стала. Я слышал много историй про него и его поведение. Но плохим парнем он точно не был. Хороший быстрый футболист. И человеком был хорошим. Просто иногда он вытворял глупые вещи. И Спаллетти в один момент просто устал это терпеть.
Помню, один раз он собрал всю команду и сказал, что футболисты не должны напиваться. На что некоторые русские игроки ему ответили: «Тебя не должно волновать, пьем мы или нет до тех пор, пока мы даем результат и профессионально выполняем свою работу».
— А каким вне поля был нынешний тренер «Зенита» Семак?
— Вот он был замечательным человеком. Всегда был готов прийти на помощь, постоянно интересовался, все ли у меня нормально. В нем можно было быть уверенным на сто процентов. Семак не примкнул ни к одной из группировок в команде. Он был между нами. При этом он был просто топовым игроком.
— А сами себя видите тренером в будущем?
— Да, конечно. Я хотел бы попробовать себя в этом качестве. И не обязательно на родине. Россия тоже была бы отличным вариантом.
— В «Фейенорде» вы поиграли с Федором Смоловым. У него тогда была дикая безголевая серия. Что помните о нем?
— Я с ним проводил очень много времени. Мы оба были там в аренде из России. Много общались. Мне кажется, что ему было очень сложно в «Фейенорде».
— Почему?
— Он очень скучал по Москве. Для него Эйндховен был слишком скучным. А еще он постоянно получал штрафы за превышение скорости. Если в России эту проблему можно было решить, то в Голландии ты обязан платить штраф: везде камеры, плюс если тебя остановят полицейские, с ними договориться не удастся. Один раз руководство клуба пригласило его на беседу. Ему сказали: «Води аккуратнее. Иначе мы отберем права и машину».
— Его бывшая жена рассказывала, что он настолько не самостоятельный, что не может даже масло на хлеб намазать.
— Это точно! Думаю, что он совсем не был готов к жизни в Европе.
— Главной звездой вашего поколения был Бендтнер. Как говорят, это очень специфичный парень.
— О, да! Мы одногодки и играли вместо по юношам и в молодежке. Но он попал в национальную команду гораздо раньше меня. Да, с ним постоянно что-то приключалось. Как он сам говорил: если бы я не стал футболистом, стал бы преступником.
— Почему?
— Просто его IQ не особо высокий. Но вообще, он хороший человек. Всегда юморил в сборной.
«Если Дания сыграет, как с Бельгией — она обыграет Россию»
— Давайте теперь про актуальное. Датское правительство не разрешило российским болельщикам приехать на матч в Копенгаген из-за коронавирусных ограничений. Это справедливо? Глядя на то, как живут люди в Дании, создается впечатление, что никаких ограничений нет.
— Все зависит от того, какая ситуация с коронавирусом в России — я не изучал. Но если так ставить вопрос, это, конечно, несправедливо. В Копенгагене было много бельгийских болельщиков. Финны приезжали на первый матч…
— Есть стереотип, что русских в Европе не особо любят.
— Я такого не ощущаю. Я жил в России и могу сказать, что там круто. Правда, женщины там более открытые, чем мужчины. Да, когда идешь в некоторые места, следует скрестить пальцы, чтобы с тобой ничего не случилось. Но такие места есть во всех странах. Я люблю Россию, люблю Санкт-Петербург, люблю русских людей. У меня остались только хорошие воспоминания о вашей стране. Когда мне задавали вопрос, стоит ли попробовать переехать в какой-нибудь российский клуб, я отвечал — определенно!
— Кто-то из российских болельщиков до Копенгагена, уверен, доберется. Посоветуйте им место в городе, которые обязательно нужно посетить.
— Вот это место хорошее — здесь красиво и это центр города (разговор состоялся в одном из кафе у канала Нюхавн, — Sport24). Поэтому здесь всегда много туристов. Хотя, если здесь зайти в кафе, тебя могут легко обмануть.
— В смысле?
— Цены здесь явно завышены. А еда — не самая лучшая в городе. Можно найти заведение покачественнее за куда меньшие деньги. А в Нюхавн приезжают в основном туристы. Они думают: о, красивое место. Но здесь реально очень дорого.
А вообще в городе много достопримечательностей. Копенгаген — классный. Плюс сейчас хорошая погода.
— А что думаете по ближайшей игре?
— Дании нужно выходить и выигрывать. В противном случае мы вылетим с Евро. Я ожидаю увидеть команду, которая будет атаковать с первой до последней минуты, играть агрессивно.
В первом матче нашим игрокам было очень тяжело после того, что случилось с Кристианом Эриксеном. Но даже при всем при этом Дания была обязана выигрывать у такой команды как Финляндия.
С Бельгией начали очень бодро. Но вы видели, что бельгийцы вышли не в сильнейшем составе. Де Брейне, Витсель, Азар начали на скамейке запасных. Хотя возможностей для того, чтобы набрать как минимум одно очко, было достаточно. Но у нас пока ноль.
— У России будут шансы, если Дания сыграет так, как в первом тайме с Бельгией?
— Если они сыграют так, как с Бельгией, уверен, Дания выиграет. Мне кажется, наша команда сильнее.
— Вы знакомы с Эриксеном?
— Мы с ним дебютировали в сборной Дании в один день. Было ужасно смотреть на эту ситуацию. Спасибо врачам, которые вернули его к жизни. Кристиан многое для меня значит.
— Ваша первая мысль, когда увидели его падение?
— Сначала мне показалось, что он оступился. Иногда так бывает в футболе. Но когда я увидел реакцию игроков и то, как Эриксен неподвижно лежит на газоне, понял, что все серьезно. На моих глазах были слезы. Очень сложно смотреть на такое. Но самое главное, что он выжил.
А вообще я считаю, что не стоило все это показывать крупным планом. Это точно не для трансляции. Нужно с уважением относиться и к Эриксену, и к работе медиков.
— Дания с Эриксеном и Дания без Эриксена — две разные команды?
— Определенно. Вряд ли можно найти второго такого игрока. В Дании такого точно нет. Он играет за лучшую команду Италии прямо сейчас. Только что выиграл титул. Но в целом команда показала с Бельгией, что может играть и без Кристиана.
— Кто выиграет дуэль в понедельник — Симон Кьер или Артем Дзюба?
— Симон — очень умный игрок. Хотя уже и не быстрый. Но против Лукаку он очень круто играл. Если так же сыграет против Дзюбы, у Дании будут очень хорошие шансы на победу. Но главное — цельная и агрессивная игра всей команды. Нужно выйти и атаковать Россию. И тогда у наших все получится.