Программный директор «Матч ТВ» Вячеслав Леонов дал большое интервью спецкору Sport24 Александру Петрову, в котором подробно разобрал отдельные кейсы программирования каналов субхолдинга и рассказал о планах «Матча» на показ крупных спортивных событий в этом году:
• как Дмитрий Губерниев комментировал биатлон с лыжного ЧМ с задержкой звука в несколько секунд;
• почему при наложении трансляций «Матч» не показывает их параллельно в окнах;
• как распределяются матчи РПЛ между федеральным каналом и «Премьером»;
• был ли шанс показать матч Медведева и Джоковича не с 91-й минуты;
• почему фильмы и «Главная дорога» на «Матче» — это нормально;
• каковы планы субхолдинга на показ Евро-2020 и Олимпиады;
• почему фигурное катание не входит в список главных приоритетов «Матча».
И многое другое. Поехали!
«Нам было важно показать финал того, что случилось на лыжах, но биатлон обгоняет их по рейтингам»
— Самая обсуждаемая трансляция — это лыжный марафон, разбирательства после которого залезли даже на биатлон — довольны тем, как программно ситуацию разрулили?
— Да, очень довольны. У нас было около 50 минут после лыжного марафона, чтобы сделать обвязку лыж и успеть на биатлон. Но к сожалению, хотя, может быть, и к счастью, случилось то, что случилось — за это время мы должны были придумать некую новую схему. Рассматривались разные варианты, но в итоге после долгих споров решили показывать разбирательство лыж с показом биатлона в окнах.
Программный директор «Матча» Вячеслав Леонов
Не скажу, что это было сложно сделать технически, такой показ и раньше присутствовал. Главной сложностью было организовать схему со звуком. Дмитрий Губерниев находился в Германии на чемпионате мира по лыжным гонкам и оттуда же (об этом мало кто знает) комментировал весь биатлонный этап, проходивший в Чехии, при этом голос Димы отставал от видео биатлонной гонки на 3 секунды. И только профессионализм Губерниева ее нивелировал, зритель практически ничего не заметил.
Нам было важно показать финал того, что случилось на лыжах, но при этом и показать биатлон, потому что по рейтингам обычные биатлонные гонки пока обгоняют лыжные. Марафон оказался исключением.
— Но при этом финиш гонки по федеральному «Матчу» в лайве не показали.
— Финиш биатлонной гонки, успех братьев Бе, пришелся как раз на прямое включение с Егором Сориным, тренером нашей лыжной сборной, где он рассказывал обо всем происходящем в Оберстдорфе: как подавался протест, как дисквалифицировали Клэбо, что было непосредственно внутри ситуации, наш выбор был очевиден. А результаты гонки преследования были озвучены в эфире.
— Ну а можно ли было разделить экран, чтобы все же показать вживую?
— Я противник показа спортивных трансляций в окнах. Нужна драматургия всего соревнования от начала и до конца. Когда ты делишь экран, теряется некое восприятие того, что происходит на обоих событиях.
На лыжах просто все совпало: в трансляционной картинке ничего не происходило, поэтому мы показывали, как Клэбо уходит со стадиона, слезы Большунова, ожидание решения — нам просто необходимо было там остаться, потому что это событие мирового масштаба.
Что-то подобное уже было: разбирательство между Шипулиным и Фуркадом на биатлоне. Правда, тогда мы не были ограничены эфирным временем.
— Недавно было ситуация с матчем «Баварии» и дортмундской «Боруссии»: первые полчаса вместо него доигрывали «Ростов» и «Сочи». Получается, вы сознательно не стали показывать Бундеслигу в окне?
— Да. В случае с лыжами два разных вида спорта, здесь же два футбола — при таком разделении драматургия основательно исчезает: мячик становится еще меньше, рисунок игры теряется.
Окна скорее для информационного канала, спортивные события надо смотреть в полный экран.
— Но ведь «Бавария»-«Боруссия» — центральная вывеска всего немецкого футбола.
— Конечно, но у нас есть обязательства перед РПЛ. Если мы будем показывать все в окнах, я вас уверяю, у нас их не хватит. Иногда у нас идет до 15 одновременных трансляций, которые важны разным болельщикам.
— То есть зафиксируем: техническая возможность есть, вы просто противник такого формата показа, так?
— Да, я уверен, что наша техническая служба справилась бы с этим, для этого у нас есть программа «Все на Матч», которая делает включения с разных наших каналов. Но когда у нас существуют обязательства, мы в одну нерезиновую картинку не вместим все. Тем более у нас есть тематические каналы, которые показывают все от начала до конца. «Баварию» — «Боруссию» ведь транслировали параллельно на футбольном канале?
— Да.
— Ну вот вам и ответ.
— При этом ЦСКА-«Зенит» получилось подвинуть по времени начала матча; расскажете, как принималось решение? Вся цепочка.
— Календарь весенней части мы согласовывали с РПЛ еще месяц назад. Два часа — это обычно тот зазор, которого хватает для запуска матча следом за первым. Но здесь так сложилось: матч начался на 5 минут позже, перерыв немного затянулся, сама игра была медленной — много нарушений, много голов.
Было понятно, что опаздываем на ЦСКА — «Зенит» уже в начале второго тайма матча «Ротор» — «Ростов». Просчитали: 45 минут второго тайма, плюс добавленное время, плюс обязательная реклама.
Оперативно связались с лигой, и партнеры пошли нам навстречу: сдвинули начало матча.
— У вас есть какая-то предварительная договоренность по таким случаям с лигой?
— Спрогнозировать такие вещи невозможно, потому мы в каждой ситуации решаем уже по факту возникшую проблему.
— Рассматривает ли «Матч» вариант с увеличением зазора между играми, чтобы такие накладки не повторялись?
— Обычно у нас таких проблем не бывает. Так как в большинстве случаев матчи РПЛ проходят в выходные, и лига их разводит с разницей в 2,5 часа.
Но когда игры назначаются в будние дни, возможны такие ситуации. И тут мы понимаем коллег из РПЛ, которые стараются назначать матчи как можно позже, чтобы привлечь максимальное количество зрителей на стадион.
— Какова долгосрочная стратегия Матча по программированию? За 5 лет стратегия делала довольно крутые зигзаги: то все бесплатно, то за весь чемпионат «Спартак» практически ни разу без подписки не посмотришь, как сейчас.
— Не далее как на прошлой неделе был «Спартак» — «Урал».
— Я в общей массе имею в виду.
— У нас есть контракт с РПЛ, по которому мы показываем не более 60 матчей за сезон на федеральном канале. Система выбора матчей для показа не самая простая. Если кратко, то мы должны примерно равномерно показать матчи со всеми участниками чемпионата. Есть матчи топ-уровня, второй и третьей категории, внутри них все тоже четко прописано с лигой.
— Но есть понимание, какой процент именно топовых игр идет на федеральный канал, а какой на «Премьер»?
— Прописано определенное количество игр группы А-А, как мы называем топ-команды, А-Б и Б-Б. По количеству — давайте не будем углубляться (улыбается). Но такого, что мы должны показать ровно 20% матчей «Спартака» от всего показа — такого точно нет.
— Кстати, почему «Матч ТВ» и тематические каналы не уведомляют зрителей о внештатном изменении программы бегущей строкой или плашкой на телеэкране?
— Поймите, на спортивном телевидении всегда очень много правок. Сетка выходит в печать за две недели, то есть в понедельник выходит расписание на следующую неделю. Относительно чего уведомлять зрителя — того, что планировалось две недели назад, неделю или вчера?
Если что-то происходит накануне, то оперативно рассказываем об этом на сайте, в «Новостях» и программе «Все на матч». Взять те же «Ювентус» — «Наполи» или «Лацио» — «Торино» совсем недавно, когда гости из-за коронавируса не приехали на игру, и комментатор вышел в эфир и объяснял, что происходит.
Нужно смотреть конкретные случаи.
— Например, недавний матч НХЛ между «Рейнджерс» и «Питтсбургом» или задержка той же игры Бундеслиги.
— У каналов холдинга разные технические и творческие возможности. Тематические каналы не так оснащены, как федеральный — это же витрина.
— Но ведь примеры выше — как раз истории с федеральным «Матчем».
— Мы до последнего надеялись, что технические службы найдут сигнал. Соглашусь, нужно было дать плашку, что трансляция не состоится по техническим причинам, но и у нас бывают ошибки, понадеялись на стандартную доставку сигнала, после того случая мы перестраховались и стали заказывать резерв.
«Не было бы трансляции матча Медведева и Джоковича, мы бы не заплатили Eurosport»
— Если вернуться к трансляциям, которые начинаются с середины матчей. Был ли шанс избежать этой странной схемы показа с 91-й минуты?
— Она действительно специфическая — первый раз использовалась подобным образом. Мы долго вели переговоры, но Eurosport настаивал на своем эксклюзиве. По-другому они не отдавали права ни за какие деньги. Нужно уважать коллег: у них свой подход, у нас — свой. Мы хотели показать матч полностью. Но договор есть договор.
— То есть это был не вопрос цены, а принципиальная позиция Eurosport?
— За большие деньги можно купить все, а за очень большие — вообще все. Но нужно держать некий баланс.
— Что бы вы делали, если б матч уместился в полтора часа?
— Мы бы не показали.
— Но деньги бы вам вернулись за трансляцию?
— Не было бы трансляции, мы бы и не платили деньги, мы в партнерских отношениях с коллегами, поэтому все по-честному.
— В 2021 году заканчивается контракт Eurosport с ATP. Есть ли интерес у «Матча» и тематических каналов к этому пакету прав? Если есть, то возможно ли возрождение специализированного теннисного канала, если права удастся приобрести?
— Мы учитываем и зрительский интерес, и цену контракта, прогнозы по продажам и на основании этого принимаем решение. Интересен ли нам теннис? Нам интересно любое спортивное событие. ATP — большой контракт, много турниров. Но надо понимать, что большого количества тенниса федеральный канал не вытянет.
Вот сейчас сзади вас (показывает на экран в кабинете) идет StPeterburg Ladies Trophy. Показ в 13 часов. Почему не поставим вечером — да потому что вечером плей-офф Кубка Гагарина и РПЛ. С точки зрения рейтингов теннис проиграет. Вернее, финал Медведев–Джокович, возможно, покажет результат, но остальное — нет.
Что касается запуска теннисного канала, то не уверен, что он будет сейчас столь востребован.
— Как раз хотел спросить: когда «Матч ТВ» показывает домашние теннисные турниры, то в эфир всегда попадает только один матч дня — самый первый, даже если там играют 77-я и 99-я ракетка мира, а игры с участием россиян на общедоступном канале не показываются. Почему?
— Все очень просто — социологические показатели. Когда трансляции других видов спорта соперничают с теннисом в прайме, теннис проигрывает.
Если вы намекаете на то, что слоты закрываются кинофильмами, то нет — не закрываются (смеется).
— Нет, я тут не про фильмы, но вот допустим, 15 октября 2020-го, турнир в Санкт-Петербурге, Медведев играет матч второго круга — его не показывают, хотя в этом слоте нет никаких прямых трансляций
— До публикации программы мы проговаривали с организаторами, что будем показывать теннис в 13:00, просили по возможности ставить матчи россиян на этот слот. Насколько помню, в этот день и играл российский спортсмен, а вечером был запланирован прямой эфир бокса. Получилось пересечение интересов любителей тенниса и бокса. Поймите, всегда будут недовольные, что мы показали один вид спорта и не показали другой, но наша задача как раз это минимизировать, да и телеканал «Матч! Страна» показал весь турнир в полном объеме.
«Мы довольны рейтингами «Главной дороги»
— Раз уж вы сами заговорили про фильмы. Александр Тащин (главный редактор «Матч ТВ». — Прим. Sport24) недавно сказал, что вновь появившиеся фильмы в сетке «Матча» удерживают аудиторию и вообще идут в плюс. Вы, надо полагать, с этим тоже согласны?
— Абсолютно. Не был бы согласен, наверное, в паре с главным редактором не работал бы. Постановка художественных фильмов в сетку не закрывает спортивные события. Но позволяет зрителю отвлечься на что-то другое.
Наша аудитория — это мужчины 14-59 лет. Вот мы и стараемся найти то, что им интересно. А им интересен спорт, причем именно в прямом эфире, но при этом они хотят посмотреть хороший боевик.
— Но ведь это же по сути концепт «России 2» — стоило ли тогда делать принципиально иную (изначально) концепцию «Матча», чтобы спустя 5 лет вновь вернуться на место старта?
— Я был программным директором «России 2», если что. Если мы вспомним ее сетку, то «Р2» теряла права на спортивные события с катастрофической скоростью. Художественные фильмы занимали процентов 70 эфирного времени. На «Матче» такого недостатка спортивных событий нет и, надеюсь, никогда не будет.
— Какой для вас предельный процент фильмов на «Матче»?
— Вы хотите, чтобы я сказал, к примеру, 32,5 процента? Не скажу. Календарь спортивных событий — то густо, то пусто. С осени по весну много трансляций. Летом (я не беру Олимпиады и ЧМ) их нет. То же самое со временем. Вечернее время европейского слота — с 17 до 23 часов в будни — закрыты спортом. Брать дневной слот — это азиатский рынок. Кому он интересен в России? Пинг-понг, например.
Или выходные, которые насыщены трансляциями с 13 часов и до ночи. Но с 9 утра до часу дня — ничего нет. Появится трансляция чемпионата России по биатлону из Ханты-Мансийска — она обязательно встанет в сетку «Матч ТВ». Появились длинные лыжи, о которых я бы хотел отдельно заметить — им нашлось место в эфире. Хотя никогда на федеральных каналах марафоны серии Ski Classic, где 50-70-100 километров, не показывались. А мы начали — и цифры шикарные. Они стоят по 3-4 часа целиком в сетке канала. Когда нет таких трансляций, то почему не дать мужчине выбор посмотреть американский боевик или автомобильную программу?
— Вот как раз: объясните пожалуйста, зачем «Матчу» в сетке нужна «Главная дорога»? Неужели повторы того, что шло несколько лет назад на НТВ, поможет каналу?
— «Главная дорога» показывает на НТВ хорошие цифры. Мы попробовали, рискнули, и довольны рейтингами. Если не были бы довольны, программа бы не стояла в сетке нашего канала.
— Будет ли в таком случае «Матч» продолжать покупать права на повторы других передач федерального ТВ?
— Здесь многое зависит от правообладателя, НТВ тоже нужны эти программы. Мы работаем в одном холдинге: если у них есть возможность отдать нам повторы, а у нас есть интерес их взять, мы находим компромисс. Что интересно мужчинам, может появится на нашем канале.
— Переговоры ведутся только с каналами внутри холдинга «Газпром-Медиа»?
— Нет, конечно нет. Например, нам интересно спортивное кино. Мы достигли договоренности с «СТС» и будем показывать сериал «Большая игра».
— Показ документалок от Netflix рассматриваете типа Last Dance?
— Цена. А во вторую очередь, вернее даже в первую — документалки не так интересны российскому зрителю.
— Но по тому же Last Dance вы вели переговоры?
— Да, вели. Подробности рассказать не могу, но, опять же, я совершенно не уверен, что Last Dance зашел бы на нашем канале, как и любая другая документалка. У нас есть большая картотека, но по цифрам их показ даже не близко подходит к спортивным трансляциям и художественным фильмам.
— Но про Марадону вы все же показали после его смерти.
— Да, это была дань памяти великому футболисту.
— Это вы успели так быстро договориться в моменте?
— Мы в тот же день оперативно договорились о показе, да.
— Завершая тему с кино: не могу не задать вопрос, как программному директору «России-2» — «Охота на пиранью» или «В осаде» с Сигалом?
— На «Матч ТВ» имеет смысл выбрать куда более спортивную «Охоту на пиранью», а для «России-2» «В осаде» в самый раз (смеется).
«Доля ЧМ по фигурному катанию на «Матче» в нашей целевой аудитории — 2,5%»
— Давайте про крупные события этого года поговорим. Как субхолдинг «Матч» планирует освещать ОИ в Токио? Изменится ли число используемых каналов и распределение видов спорта между ними по сравнению с Рио?
— Освещать будем как всегда масштабно. Права поделены на три части: между Первым, «Россией 1» и нами. По каналам — думаю, что все будут задействованы: «Арена», «Игра», «Страна», «Боец», один из «Футболов» наверняка покажет олимпийский турнир.
— Кстати, будут ли телеканалы «Матч! Страна» и «Матч! Боец» переводиться в HD-формат, что особенно актуально в преддверии как раз-таки Игр?
— Это сложный вопрос. Не только с точки зрения техники и желания субхолдинга «Матч». Это еще и вопрос дистрибуции: готовы ли операторы взять HD-канал. Мы бы с удовольствием это сделали, но не всегда так получается.
— Ну, то есть, к Олимпиаде этого не ждать?
— Думаю, что нет.
— Каковы планы на Евро-2020? Будут ли задействованы футбольные каналы, или трансляции, как на ЧМ-2018, будут идти только на эфирном «Матч ТВ»?
— Работаем на этим. На данный момент ни эфир федерального «Матча», ни эфир тематики пока не сформирован. Планы есть, но свои возможности опубликуем ближе к делу.
Мы стопроцентно покажем 17 матчей чемпионата Европы в прямом эфире, покажем 1 матч сборной России на групповом этапе, плюс построим видовую студию в Санкт-Петербурге с видом на «Газпром-Арену». Эксперты, студия, аналитика, все это точно будет.
— Планируется ли «Матч ТВ» запуск канала в формате Ultra HD, по аналогии с «Матч! Ультрой» перед ЧМ-2018?
— На данный момент таких планов нет, но все может измениться, если будет поставлена задача — мы всегда готовы.
— Вы как-то говорили о том, что ваш опыт помогает в оценке зрительского интереса. Можете назвать, на ваш взгляд, топ-5 видов спорта в России на данный момент?
— В спортивном мире самое интересное — Олимпиада. Если ее и ЧМ/ЧЕ по футболу убрать за скобки, то как тогда сравнивать? Брать рядовые матчи чемпионата Германии или Голландии? Сложно.
Но, если говорить в принципе, то первым, наверное, идет биатлон — с точки зрения рейтингов это самый привлекательный вид. Дальше — футбол. Потом хоккей и смешанные единоборства. Опять же, я говорю с точки зрения нашей аудитории мужчины 14-59, а, например, фигурное катание более интересно женщинам.
На вопрос о возвращении фигурки на «Матч ТВ» ответил главный редактор телеканала Александр Тащин:
«Отвечая себе на этот вопрос, мы исходим сразу из нескольких вещей: а) как много конкурирующих событий борется за тот или иной слот, б) какие из них максимально близко попадают в нашу целевую аудиторию (она, как известно, состоит из мужчин в возрасте от 14 до 59 лет), целесообразно и возможно ли в принципе сверстать сетку таким образом, чтобы получить от конкретного вида спорта справедливую отдачу в цифрах.
Теперь конкретно к фигурному катанию. Чемпионат мира-2019 в нашей целевой аудитории показал долю в 2,5%. Это ниже цифр, которые нам дают другие виды спорта. А сверстать сетку под фигурное катание мы не можем в принципе: у нас есть куда более рейтинговые виды, где расписание плавает естественным образом. Как не можем в таких условиях снять, например, дорогостоящее ледовое шоу, которое заведомо не попадет в нашу аудиторию.
Нам интересны любые спортивные соревнования, где участвуют и побеждают российские спортсмены. Но фигурное катание в основном «женский» вид спорта. Поступаться же нашими главными активами ради экспериментов — непрофессионально».