«Мое любимое — удаление тренера». Наша топовая женщина-судья о Суперкубке УЕФА, VAR и новых правилах
Для европейского футбола 14 августа 2019-го — исторический день. Впервые Суперкубок УЕФА — финальный матч за статусный трофей — обслужит арбитр-женщина. Француженке Стефани Фраппар будут помогать еще две девушки, а мужчины будут только в резерве (Джюнейт Чакыр) и видео-ассистентами (Клеман Тюрпен). У себя на родине Фраппар уже отработала один матч Лиги 1, а с этого сезона будет судить там на постоянной основе.
В России женщинам доверяют судить только молодежное первенство, ПФЛ и Кубок ФНЛ. В этом сезоне Премьер-лиги девушку в качестве судьи вряд ли можно будет увидеть, судя по словам Александра Егорова. Если, конечно, руководство российских арбитров не поменяется в связи с большим количеством скандалов.
Но у нас есть своя топ-судья, работавшая на матчах женской Лиги чемпионов и чемпионате мира во Франции — это Анастасия Пустовойтова. В интервью корреспонденту Sport24 Даниле Игнатову Пустовойтова оценила назначение Фраппар на Суперкубок УЕФА, поделилась опытом поездки на ЧМ, разобрала новые правила и VAR и развеяла несколько мифов о своей работе.
— Стефани Фраппар — кто она такая и как судит?
— Это сильный арбитр, одна из сильнейших среди женщин. Назначение Стефани на Суперкубок УЕФА вообще не было неожиданным. Для общества, может, это сюрприз, но для нас — нет.
С 2011-го во Франции она начала судить мужской третий дивизион, позже получала назначения на Лигу 2, а в прошлом сезоне работала и в Лиге 1. Фраппар абсолютно достойна обслуживать и Суперкубок УЕФА.
— На кого из арбитров-мужчин она похожа по стилю работы?
— Здесь сравнивать сложно. Можно ведь выбирать стиль в зависимости от матча. Фраппар — не то чтоб жесткая, но справедливая: если желтая карточка нужна, она ее покажет. Не стесняется удалений. В матче за Суперкубок борьбы будет много, потому что встречаются две английские команды.
— Вы со Стефани общались?
— И во время женского ЧМ, и на летних сборах, где собирали 135 лучших арбитров — мужчин и женщин. Было здорово, когда [руководитель судейского комитета УЕФА] Роберто Розетти вывел назначение Фраппар на Суперкубок УЕФА. Это случилось в день, когда она сдала все мужские нормативы.
Теперь и нас ждет та же участь — зимой будем сдавать нормативы для мужчин. Они повыше, чем женские, — дистанция длиннее, например. В общем, нужно готовиться, просто так не пройдешь.
— Какие у вас впечатления от женского ЧМ?
— Ходило очень много народу. Минимум тысяч 18, как на нашей игре Нигерия — Корея. Это еще не самые популярные сборные, а на матчах Франции, США, Голландии, Швеции были солд-ауты. Даже на таких больших аренах, как в Париже и Лионе.
Моя бригада работала на трех играх: две на групповом этапе и матч за третье место. На финал попали уже как зрители. Впечатлениями готова делиться еще и еще — это знаменательное событие и для моей карьеры, и для всех женщин-арбитров в России. Видно, что у многих девчонок загорелись глаза, а я говорю им: «Работайте, все в ваших руках».
— Из-за перебора эмоций на женских турнирах работать сложнее, чем на мужских? Например, футболистки Камеруна в течение всего матча с Англией скандалили, а потом обвинили ФИФА в расизме.
— С первых минут было понятно: именно этот матч будет тяжелым. Я не позавидовала арбитру. Сборная Камеруна, видимо, неправильно поняла, как будет работать VAR. Они просили проверить те моменты, которые проверять нельзя. Или не поняли, почему гол отменен.
Вообще все сборные ведут себя по-разному, и это нужно учитывать. Например, кому-то арбитру стоит подсказать, кого-то успокоить — хоть и не все футболистки говорят по-английски. Европейские сборные играют более культурно — готовы подождать, спросить. А скандалы бывают везде.
— Насколько VAR вообще помогает судьям?
— Первые тренировочные матчи до женского ЧМ были немного нервозные, но потом все прошло спокойно. На самом ЧМ за видеоповторы отвечали мужчины. Очень опытные люди, которые работали на чемпионате мира в России, знают всю специфику.
С одной стороны, все равно это было волнительно. Когда выходишь на матч, вообще не хочешь, чтобы происходили ситуации, где понадобится VAR. С другой, я даже немного расслабилась, ведь если вдруг я не увижу какой-то момент, то мне помогут. Например, идет сильный прострел в штрафную, где несколько пар соперников ведут единоборства. Арбитр не сразу может понять, на кого именно нужно смотреть.
Считаю, что лучше отменить свое неправильное решение после просмотра видеоповтора, чем допустить ошибку. Для меня VAR — это парашют, Большой Брат, друг. Точно не враг.
— Сколько раз в официальных матчах вы пользовались VAR?
— Дважды. Первый момент — в матче Швеция — США, интерпретация офсайда. В итоге гол был забит по правилам, а американки просто еще раз порадовались забитому мячу.
Второй — в матче за третье место. Сейчас есть новое правило, по которому любое касание мяча рукой атакующего футболиста считается нарушением. Но это было почти невозможно увидеть, к тому же я была сфокусирована на фоле в ногах. VAR меня позвал, я отменила гол.
Когда у англичанок забрали гол, который мог бы сравнять счет 2:2, реакция, естественно, была другой. Но я-то ни в чем не виновата. Эллен Уайт попыталась со мной поспорить: «Ты уверена?!»
— Много говорят о том, что VAR замедляет игру.
— Со временем, думаю, все будет происходить быстрее. Когда все привыкнут — и судьи, и футболисты, и зрители. Это сейчас все в новинку. Если момент сложный, то придется подождать, да. Но время ведь все равно компенсируют, если это нужно.
— Повтор на экране VAR — тот же, что и у болельщиков по телевизору?
— Если не ошибаюсь, зрителям эти повторы не показывают. Арбитру выводят на экран тот момент, что он попросит. Камер много, можно запросить любую из тех, что есть.
— Женский ЧМ — один из первых турниров, где были введены новые правила. Расскажите про них.
— Единственное правило, которое будет дорабатываться, — насчет пенальти. Вратарь во время удара должен хотя бы одной ногой касаться линии ворот. Без VAR, кстати, это почти невозможно увидеть. Сейчас, если правило нарушено и гол не был забит, голкипер наказывается желтой карточкой, а пенальти перебивается.
Но это почти двойное наказание. А вдруг вторая карточка для вратаря? Или случается в послематчевой серии пенальти, когда таких моментов может быть несколько? В общем, скоро внесут поправки.
— А с другими правилами проблем не было?
— Все атакующие футболисты соблюдали правило, по которому нужно стоять минимум в метре от стенки обороняющихся. Розыгрыш мяча в штрафной от ворот — тоже. Возможность показать карточку техническому персоналу, то есть главному тренеру в том числе — вообще мое любимое правило, ха-ха. Если серьезно, пока применять его не приходилось. Хотя раньше такие ситуации были — оскорбления и прочее… Но я всегда стараюсь в корректной форме успокаивать персонал.
— Видели пост ООН против дискриминации женщин в футболе?
— Видела. Но ведь Месси столько платят, это реальность. К сожалению, женский футбол не такой популярный. Хотя в мире он достаточно популярен — и в США, и в Европе. ФИФА недавно приняла программу по развитию женского футбола с развитием его экономики и привлечению спонсоров. Ситуация меняется.
— У России есть перспективы?
— Все зависит от руководства клубов. Хотелось бы видеть больше топовых команд, с именами. Сейчас у нас есть, по сути, только ЦСКА и «Локомотив», еще «Енисей». В Испании, Италии, Англии есть все топ-клубы: «Реал», «Ман «Сити», «Ливерпуль», «Барселона», «Ювентус». Матчи Лиги чемпионов тоже крутые.
Мифы о женщинах-арбитрах
Миф 1: Девушки физически не готовы к мужскому футболу
— Это не так. Фраппар сдала мужские нормативы, скоро будем сдавать и мы. Спринты даются тяжелее, это правда — нужно бежать намного быстрее. Но по новым стандартам УЕФА мы можем сдать и их.
За матч я пробегаю около 10-11 километров. Сейчас требуют 12-13 — это значит, что нужно постоянно находиться в движении, следить за игрой.
Миф 2: Девушки не разбираются в футболе
— Если остановить прохожего на улице, думаю, да. И не только женщину, но и мужчину. А тот, кто работает в футболе, конечно, правила знает. Всего их 17: поле, мяч, судья и так далее.
Кстати, мы постоянно сдаем тесты. Два раза в год в России, еще раз в УЕФА. ФИФА тестирует тех арбитров, что попали на крупные турниры — например, на женским ЧМ.
Миф 3: Футболисты часто «подкатывают» к девушкам
— «Давай познакомимся, дай телефончик»? Раньше если и было, то только в шутку. Сейчас со знакомыми футболистами можем перекинуться парой фраз, не больше. Ко мне никто не «подкатывал» — зачем?
Другие мужчины — помощники в бригаде или резервные арбитры — тоже воспринимают как коллегу. Если хорошо воспитаны — откроют дверь, помогут, но не более того.
Миф 4: Девушки необъективны из-за эмоций
— Да, мы более эмоциональны, это не миф. Поругалась, не выспалась, еще что-то. Все зависит от человека, но мы уже привыкли к работе. И стараемся всегда быть объективными.
Подписывайтесь на страницу Sport24 Вконтакте!