Фигуристка-чемпионка, бросившая Украину ради Америки, напала на Россию, Навку и Тутберидзе. Что происходит?
В 2021 году олимпийская чемпионка Оксана Баюл отказалась от украинского гражданства в пользу американского. Несмотря на такой шаг, экс-фигуристка сейчас активно выступает в поддержку спортсменов с Украины. Баюл дала интервью блогеру Дэйву Лизу и рассказала, зачем она записала видеообращение Томасу Баху, как относится к допинговому делу Камилы Валиевой и почему считает слова Татьяны Навки оскорбительными.
Ниже — главные цитаты олимпийской чемпионки.
О видеообращении к Томасу Баху
«Я записала это видео, потому что чувствую, что сейчас необходимо с ним говорить. Он дает международным федерациям возможность допускать или не допускать российских и белорусских спортсменов. Бах предложил, а дальше федерации должны принять решение. Мне кажется, это очень странно. Федерация хоккея не допускает российских и белорусских игроков на целый сезон. Однако, есть и те, которые допускают.
Олимпийские игры всего через 16 месяцев. Мне кажется, что Бах еще не принял окончательного решения по поводу Олимпиады-2024. Я думаю не только о себе, а обо всех украинских атлетах, которые записывают ему видеообращения. МОК будет финальной инстанцией, которая примет решение насчет Игр. Вот почему я записала это видео — для Баха и его команды. Я больше ничего не могу сделать, кроме просьбы быть справедливым и сочувствующим. Могу долго говорить о том, что русские делают неправильно — это самая большая сборная, наказанная за употребление допинга. Очевидно, мы видели дело Валиевой. Сейчас, мне кажется, мир не готов к возвращению русских и белорусских спортсменов. По крайней мере, до окончания СВО.
Правительство, главой которого является Путин, создает фонды, помогающие различным федерациям. Так они заботятся о национальных достояниях. В Америке есть такое правило: если ты сотрудничаешь с людьми, которые находятся под санкциями, ты не можешь с ними работать.
Как украинка, я считаю, что допускать россиян пока рано. Есть люди, которые поддерживают Путина и соглашаются с ним. Я считаю, что он не прав. Это не война против русских тренеров и спортсменов. Это война против Путина и тех, кто поддерживает его режим».
«Наша хорошая подруга Татьяна Навка, которая замужем за Дмитрием Песковым, очевидно, спонсирована Путиным. Все ее шоу спонсированы российским правительством. Она утверждает, что спорт не должен быть связан с СВО, но в интервью заявляет, что Украина не будет участвовать в Олимпиаде (Министерство спорта Украины выпустило приказ, не позволяющий украинцам соревноваться с россиянами — прим. Sport24). Навка говорит, что в этом случае никто не заметит отсутствия. Это оскорбительно. Я тоже боец. Если «дразнить медведя», выйдет Оксана и вступится за украинцев. Когда все началось, я вышла и сразу начала обзванивать людей. То, что происходит сейчас в спорте, немыслимо.
Нужно понимать, что большинство коммунистических стран поддерживают своих атлетов. Я сейчас говорю, например, о Китае или о том, как меня поддерживало правительство. Мы с Навкой родились в Днепре, который тогда был частью СССР. В 1991-м СССР распался, многие тренеры искали талантливых спортсменов и увозили их в Москву, чтобы довести до высокого уровня. В 1992-м году на Игры поехала Объединенная команда в качестве нейтральных атлетов. Через два года я поехала на Олимпиаду уже от Украины и выиграла первое золото для страны. Суть в том, что спорт учит тебя уважать других и быть партнерами. Когда началась СВО, ты прежде всего думаешь о том, откуда ты. Вот что случилось со мной.
Я прошу Томаса Баха не делать поспешных решений насчет русских спортсменов. Навке придется везти туда весь каст, который получает деньги от Путина, потому что она получила грант от правительства на проведение шоу. Каждый день ситуация меняется. Навка хочет поехать на территорию, которая под контролем россиян. Но это не их территория, ООН не признает ее российской.
Мы все знаем, как много российских тренеров работает в США. Мы понимаем, что они не поддерживают Путина. Навка находится под санкциями США, Канады, ЕС. Я не знаю стран, в которые она может спокойно поехать. Плюс ее шоу спонсированы Путиными. Получается, что все ее артисты получают деньги от Путина».
О Викторе Петренко
«Скажу одну вещь о Викторе. Я очень в нем разочарована. Не хочу вдаваться в детали, потому что хочется сказать многое, но не буду. Люди должны понять, что он сделал свой выбор летом — выступать в шоу Навки. Некоторые украинские фигуристы работали с Этери Тутберидзе в качестве вторых тренеров. Они решили вернуться в Украину и сейчас находятся там. Я не говорю от лица многих украинских спортсменов. Они делают свой выбор.
Что я могу объяснить, так это опасность ситуации. Томас Бах заявил федерациям, чтобы они сами принимали решения. Но почему? Я спросила у украинских фигуристов, что они планируют делать. Они ответили: «Сейчас конец сезона. Мы возьмем небольшой отдых, а потом будем готовиться к следующему году и Олимпиаде-2026». Министерство спорта Украины заявило: «Мы не хотим, чтобы наши атлеты соревновались с белорусами и россиянами». Если ISU вернет их, украинцам возможно придется принимать собственное решение. Лично я даже не могу представить, как будет ощущаться, если россиян допустят до окончания СВО и они будут делить с украинцами одну раздевалку, условно.
Я позвонила Скотту Хэмильтону и сказала: «Скотт, пожалуйста, выслушай меня. Это твое шоу, конечно. Но Виктор выступает в шоу Навки и получает деньги от Путина. Это неправильно, это против любого, кто работает в Америке или Канаде. Это слишком личное». Если бы он решил поехать в Россию и получать кровавые деньги, это его решение».
Об Этери Тутберидзе
«В начале сезона Тутберидзе летала в США. Тогда я задумалась и решила, что это странно. Либо у нее есть многолетняя виза, либо американский паспорт. Думаю, это все же паспорт, потому что в 90-х она работала в шоу. В то время многим давали паспорта. К тому же Этери родила дочь в США.
Каток, на котором она работает, тоже был построен на деньги правительства. Ее спонсируют «Сбербанк» и «Газпром». Эти компании под санкциями.
Была ли я знакома с Тутберидзе? Мы никогда не встречались. Наши пути не пересекались, и, надеюсь, никогда не пересекутся. Но никогда не говори «никогда».
О Камиле Валиевой
«Помните допинговый скандал в 2014-м? Ее случай немного другой. Я понимаю, что значит быть несовершеннолетней. Когда я выиграла золото, мне было 16 лет. В этом возрасте ты многого не понимаешь, тебя заставляют делать то, что ты не хочешь.
Касаемо Валиевой, я думаю, что в правилах должно быть прописано: «Если несовершеннолетний наказывается за положительный тест, тренер должен нести ответственность».
Когда ее допустили до Игр, все были шокированы и разочарованы. Обычно, когда тебе больше 18 лет, это все. Положительная проба — и ты не можешь соревноваться. Это происходит потому, что в правилах не прописано досконально, что нужно делать с несовершеннолетними. Ей позволили выступать, а сейчас идет судебный процесс. Россияне утверждают, что она пила из стакана дедушки, так допинг попал в ее организм. На самом деле, не важно, как он попал. Важно то, что он был в организме, два теста оказались положительными. У американцев все еще нет медалей, это невероятно».
О современном фигурном катании
«Мы должны идти в ногу со времени. Когда я каталась, была другая система судейства. Артистизм был более важен, чем техника. Лакерник стал одним из тех, кто создал новые правила вместо традиционных 6.0, и у него все еще есть влияние в ISU. Ему нравится ездить на соревнования и говорить: «Как скучно фигурное катание без русских». Я слышу только то, что без россиян прекрасно. Мне нравится смотреть на четверной аксель Малинина. В мое время никто не мог так, это круто. Катание Джейсона Брауна — один из тех бриллиантов, которые редко встречаются».