Фигурное катание
16 марта 2023, Четверг, 05:30

«Трусова отжималась лучше, чем все мальчики». Тренер-канадка работает в России: помогла Саше и освоила русский

РИА Новости / Александр Мысякин, Sport24
Поделиться
Комментарии
Sport24 поговорил с Мартин Даженэ.

Канадский тренер Мартин Даженэ работает в России уже 15 лет. В дуэте с супругом Александром Волковым она занимается с учениками в своей школе в Новой Москве. Главная звезда группы прямо сейчас — 19-летний Артем Ковалев, который в этом сезоне ворвался в топ-5 чемпионата России и выиграл бронзу этапа Гран-при. Также Волков и Даженэ были первыми тренерами Александры Трусовой после переезда фигуристки из Рязани в Москву.

— Сложно было выучить русский язык? — начинаем наш разговор с Мартин.
— О, да! Я здесь живу с 2008 года — тогда я не знала ничего! Но работа тренером заставила меня быстро освоить язык. Просто чуть-чуть говорить — этого мало. Языком нужно пользоваться на максимум каждый день. Но первые два года мне было очень тяжело. А потом потихонечку вникла.

— Какое слово далось сложнее всех?
— «Диспансеризация», ха-ха-ха. Писать я пока не могу, с чтением дела получше. Это, конечно, сложно, но не настолько, как иностранцам на моем родном французском. В русском произносится почти каждая буква в слове, у нас — не так.

Соцсети Мартин Даженэ

— Довольны результатами Артема Ковалева в этом сезоне?
Конечно, мы очень довольны тем, как прошел сезон. Артем хорошо выступал на многих соревнованиях — спасибо ФФККР, что проводила турниры. Ковалев катался чисто не всегда, но здорово, что он выступал с тремя четверными в произвольной программе. Мы много работали над компонентами, вращениями. Надо еще добавлять, но мы стараемся.

— Артем говорил, что хочет попробовать включить в программу четыре четверных. Это реально?
— Конечно, реально. Он может это сделать. У него получались четверной лутц и четверной риттбергер. Не знаю, какой прыжок он будет добавлять — решим перед следующим сезоном.

Александр Мысякин, Sport24

— Как с мужем разделяете обязанности на тренировках?
— Александр — хороший технический специалист. Хорошо понимает все прыжки, вращения. Я больше занимаюсь хореографией, ставлю программы. Но это не четкое разделение. Например, я тоже могу работать с техникой спортсменов, ведь я сама была одиночницей. Просто мне больше по душе хореография.

— Ваша старшая дочь Алекса заняла третье место на чемпионате Канады среди юниоров. Как оцените ее успехи?
— Как раз сегодня вечером мы улетаем на наши первые международные соревнования в Люксембург. Наша цель — выступить в следующем сезоне в юниорской серии Гран-при. Поэтому канадская федерация отправила нас на турнир, чтобы Алекса немного поняла, что это такое. В Skate Canada довольны ее выступлениями, я тоже. Конечно, был стресс. На чемпионате Канады она допустила ошибку в произвольной программе, но ничего. Пока что у нее третье место, надеюсь, в следующем году будет первое.

— Я так понимаю, вы живете с Алексой на две страны? Не трудно перемещаться, учитывая все логистические трудности?
— В этом сезоне я очень долго была в Канаде с нашими тремя дочками — три месяца. У Алексы было три турнира подряд. Возвращаться в Россию не было смысла, слишком сложные эти перемещения. Девочки учились в школе онлайн.

Сейчас мы будем на соревнованиях в Люксембурге, потом я полечу в Канаду одна — меня попросили провести семинар, поставить программы. Буду там три недели.

Соцсети Мартин Даженэ

— Летать сейчас непросто…
— Долго, да. Раньше все было гораздо быстрее — пересадка во Франкфурте или другом городе Европы, и полет в Канаду. Сейчас гораздо сложнее: самолет Москва-Петербург, автобус из Петербурга в Финляндию, ночь там, а затем самолет в какой-нибудь из городов Европы, и только потом перелет в Канаду. Дорога занимает 2-3 дня. Сейчас мы полетим через Стамбул — тоже путь неблизкий.

— Вы изначально планировали, что ваша дочь будет представлять Канаду?
— Да, мы об этом знали давно. Основная причина — там меньше конкуренции. В России с этим очень тяжело, все девочки очень хорошие. К тому же сейчас она может выступать на международных соревнованиях. Это большой плюс.

— В чем разница работы с фигуристами в России и Канаде?
— Все очень отличается. Здесь, в России, огромная дисциплина, все очень серьезно. Детей готовят к стартам по-другому. В Канаде главное, чтобы ребенок был доволен и больше улыбался. Если на соревнованиях ребенок выступит неудачно, никто не будет делать из этого конец света. Здесь родитель может немного надавить: «Зачем мы катались?!», а там «В следующий раз будет лучше». Там меньше стресса, атмосфера проще, но и результаты, конечно же, не такие, потому что в Канаде нет такой дисциплины, как в России.

Соцсети Мартин Даженэ

— Александра Трусова тренировалась у вас с 9 до 12 лет. В том возрасте было понятно, что из нее вырастет великая спортсменка?
— С самого начала было понятно, что Саша будет хорошей спортсменкой. Она всегда внимательно слушала, что ей говорили тренеры. Была как губка — все впитывала, брала новую информацию. И главное — делала все, что мы просили.

Трусова всегда была очень сильной физически — отжималась лучше, чем все мальчики. Природа дала ей большую силу, и она ею воспользовалась. Мы знали, что она будет хорошо выступать.

Ее пять четверных на Олимпиаде — это просто браво, браво, браво. Мало фигуристов могут это сделать.

— Как вам кажется, она еще способна удивить?
— Саша — очень сильная. Но в июне ей будет 19 лет — она уже женщина. Ей сложнее прыгать четверные, чем раньше. Самое лучшее время для фигуристок — 15-16 лет. Не могу сказать, как она будет выступать. Но я надеюсь, что она еще сможет быть на высоком уровне.

Евгений Семенов, Sport24

— Пятерные прыжки в фигурном катании возможны?
— Думаю, да. Но важно понимать, что федерации, ISU и судьи стараются сделать так, чтобы фигуристы уделяли больше внимания артистизму, второй оценке, чтобы не было одних прыжков. Поэтому я не знаю, когда именно будут пятерные. Но уверена, что они будут.

Александра Трусова / Игнатова
Артем Ковалев
...
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0