«Если прыгну пятерной — это будет сальхов». Новая звезда Мишина разрывает сезон: знакомимся с Глебом Лутфуллиным
Одиночник Глеб Лутфуллин — новая звезда великого тренера Алексея Мишина. Фигурист из Казани в этом сезоне выиграл один из этапов Гран-при России и взял золото чемпионата Петербурга, обыграв более опытных Дмитрия Алиева, Макара Игнатова и Андрея Мозалева.
В свои 18 лет Глеб уже довольно самостоятельный — вместе с девушкой снимают квартиру, копит на машину, тренирует детей в свободное время и не боится трудностей. Корреспонденты Sport24 Константин Лесик и Анастасия Скопцова пообщались с Лутфуллиным и выяснили, как он стал фигуристом, чем занимаются его братья, что думает спортсмен о самостоятельной жизни, верит ли в пятерные, как проводит свободное время и в каком необычном месте его однажды узнали.
— Маленький Глеб Лутфуллин, который только приходит на фигурное катание — какой он?
— Мне было четыре года, и я первый раз увидел лед в помещении. Отец хотел сделать из меня хоккеиста, но сначала привел на фигурное катание, чтобы я просто научился кататься, скользить.
Помню, как я зашел, увидел лед. Отец спросил: «Нравится?» Я ответил: «Да», хотя на самом деле не хотел туда идти (смеется). Но и отца расстраивать не хотел.
— Почему не стал хоккеистом?
— Тренеры по фигурному катанию сказали «оставайся». Вот я и остался.
— Попасть к Алексею Мишину было сложно?
— Расскажу, как это видел я. Мой тренер из Казани Резеда Сибгатуллина сказала, что мы едем к Алексею Николаевичу тренироваться на две недели. В апреле 2017 года в Великом Новгороде было первенство России старшего возраста, сразу оттуда поехал в Петербург.
Во время тренировок Алексей Николаевич сказал мне: «Поехали с нами на сборы!» Даже не представляете, как я обрадовался! Сначала поехали в Эстонию, а потом после Тарту он пригласил меня в Куршевель.
Потом еще какое-то время я мотался из Казани в Питер и обратно, пока окончательно не перешел.
— В Петербурге ты уже живешь самостоятельно?
— Да, живем с девушкой полгода.
— И как тебе?
— Самостоятельная жизнь оказалась очень интересной. Помню, в детстве родители мне говорили: «Не взрослей, не надо, не торопись». А я наоборот: «Вот мне будет 18, все могу, сам за себя отвечаю». А на самом деле сложно. Но зато очень интересно. Для меня это были новые ощущения в жизни.
— В чем главная сложность? Готовить, добираться?
— Мыть посуду, ха-ха. Это ужасно.
— День рождения твоей девушки выпал на чемпионат Санкт-Петербурга. Что подарил ей?
— Утром она проснулась, я ей подарил наушники AirPods, пока был на тренировке, ей привезли цветы, а после короткой программы мы поехали в ресторан, и я ей подарил Айфон.
Но в ресторане, если что, не было никаких алкогольных напитков. Только чай!
— Машину водишь?
— Я сдаю на права и, думаю, что-нибудь куплю потом, ближе, наверное, к лету. Те же призовые на машину откладываю.
— Марку автомобиля уже выбрал?
— Пока не знаю, думаю. Ближе к делу видно будет. Но точно не «Мерс» и не BMW. Какую-нибудь б/ушную возьму покататься.
— Далеко от «Юбилейного» живете?
— Недалеко, но из-за пробок создается ощущение, что далеко. Живу в конце Комендантского, новый район «Чистое небо», самый последний дом. Решили там снять квартиру. Там столько перекрестков, что из-за них приходится опаздывать. В среднем добираюсь до катка час. Без пробок можно за 40 минут доехать.
— У тебя есть два младших брата. Тоже спортсмены?
— Получилось, что я фигурист, а они боксеры. Среднего хотели отдать в хоккей, все-таки исполнить мечту папы, но что-то не пошло, и теперь он занимается боксом. Как и младший.
— Татарский язык знаешь?
— Ничего не имею против этого языка, но для меня в нем нет необходимости. Хорошо помню, как мне в школе во втором классе по татарскому поставили двойку. Нужно было животных учить. Писать слово на русском, слово на татарском. И что-то пошло не так.
— У тебя солидный прыжковый набор. Есть еще какие-то элементы в разработке?
— Четверной лутц. Он проще прыгается, чем флип, поэтому, может быть, в скором времени вы увидите.
— А что насчет пятерных?
— Это интересно, прикольно, но очень опасно. Можно попробовать вне сезона, когда уже никаких стартов, просто вкрутиться, потому что на удочке я уже пробовал.
— Если бы прыгнул пятерной, то какой?
— Сальхов. Все остальное точно не прыгнется.
— Веришь вообще, что в ближайшее время могут начать исполнять пятерные?
— Верю, что кто-то сделает. Для этого нужно иметь достаточно худое тело, чтобы крутилось лучше. Второе — идеальная техника. Третье — конечно же, сила, чтобы толкнуться как следует.
— И ты всем этим обладаешь.
— Не совсем, конечно, ха-ха.
— У тебя есть кумир в фигурном катании, на которого ты равняешься?
— Правильнее будет сказать «пример». И это Лиза Туктамышева. Нравится в ней трудолюбие и любовь к спорту. А вообще, все наши девочки молодцы, все работают, все пашут, стараются показать максимум.
— В детстве тебе кто-то нравился?
— Алексей Ягудин очень запомнился. У него есть олимпийский стержень. Такой же, как у Евгения Плющенко. Но больше я следил за Ягудиным.
— Как ты считаешь, какое качество должен иметь спортсмен, чтобы в конечном итоге получить максимальный результат?
— Главное — слушать тренера, потому что он говорит то, что правильно для спортсмена. Не будешь слушать — будет сложнее.
— Как уже говорили, ты довольно худого телосложения. Соблюдаешь диету, чтобы держать себя в форме?
— Нет, вообще. Спокойно ем все подряд. В любых количествах. Хотя у меня был переходный возраст, когда я при росте 167 см весил 60 кг. Сейчас 172-173 см, вес 57. То есть я в своей комфортной форме.
— В последнее время не растешь?
— Думаю, что уже не вырасту. Сейчас — мой максимум.
— Твой нынешний цвет волос — натуральный?
— Корни уже натуральные, ха-ха (показывает прическу, — Sport24). Однажды я покрасился в желтый, сделал мелирование. Прикольно, но что-то не зашло. А потом мне Алексей Николаевич сказал, чтобы перед стартом я снова покрасился.
— Алексей Николаевич сам цвет выбирал?
— У меня была программа с испанскими мотивами. А где вы видели желтоволосых испанцев? Поэтому и решили вернуть мой цвет, а получился в итоге слишком черный. И мне он понравился, с этого сезона красился, наверное, уже раза 2-3.
— Ты довольно стильный. Девушка помогает с образами?
— Да, это она. Все девушка практически подбирает.
— Ощущаешь, что ты стал более популярный за последнее время?
— Не буду говорить о какой-то популярности, потому что рано становиться сильно популярным, но я очень доволен, что появились фанаты, которые меня очень поддерживают, очень помогают, много пишут, просят сфотографироваться. Это подбадривает, вдохновляет.
— А что самое приятное для тебя из фанатской поддержки?
— Просто, когда пишут про меня в группе. Каждый пост — это необычно. Ну они несколько раз присылали мне подарки, интересные сережки привезли, я их носил какое-то время. Однажды комиксы привезли.
— В повседневной жизни тебя узнавали?
— Меня один раз узнали в «Макдональдсе» и, по-моему, в метро еще, и в самолете пару раз.
— В одном из предыдущих интервью ты проводил параллель между фигурным катанием и футболом. Игра с мячом тебе интересна?
— Обожаю футбол. Сам играю довольно редко, но смотрю важные матчи — финал ЧМ, иностранные лиги. Болею за мадридский «Реал». Но больше всего мне нравится играть в приставку, рублюсь в PlayStation каждый день, Ultimate Team — создаешь свою команду, берешь игроков из разных клубов и играешь по сети.
— Назовешь самых классных игроков современности, на твой взгляд?
— Я могу назвать 11 игроков — от вратаря до нападающего! На воротах — Кейлор Навас. На правого защитника Дани Алвес, он тоже там блистал в свое время. Хотя сейчас пишут, что у у него какие-то проблемы (находится под следствием по делу об изнасиловании. — Sport24). Два центральных защитника — Серхио Рамос и Пуйоль. На левого защитника я поставлю Марсело. Дальше три полузащитника: Иньеста, Гави — молодой, подрастающее поколение и Тони Кроос — у него хорошие распасовки, дальние передачи. Левый форвард — Криштиану Роналду, правый — Родриго, а центральный — Мбаппе.
— У Алексея Николаевич отличное чувство юмора. Есть его любимая фраза?
— У него их так много. А у меня память, как у золотой рыбки… В целом, он очень много и интересно шутит. Ты вдохновляешься этим юмором, хочешь идти на тренировки. А вообще, он называл меня пигмеем.
— Почему?
— Это племя в Африке, маленькие люди. Сейчас у Сони Самодуровой тренируются детишки. Он их тоже пигмеями называет.
— Следишь за последними новостям? Россиян вроде собираются потихоньку возвращать на международные турниры.
— Не, не слежу. Допустят — здорово. Классно, конечно, соревноваться на международном уровне. А так у нас очень сильная конкуренция в России. Федерация делает все для нас.
— Чемпионат Европы смотрел?
— Баллы видел. А смотрел только Даниэля Грассля и все, больше никого.
— Не обидно, что у победителя там меньше баллов, чем у тебя на чемпионате Петербурга?
— Я бы и так не отобрался на Европу в этом сезоне. Поэтому не обидно.
— Насколько долго ты себя видишь в фигурном катании?
— Не хочу загадывать. Жизнь подскажет, наверное. Ну, наверное, лет до 24. А там уже по обстоятельствам, если все будет хорошо, то почему бы и не кататься дальше.
— Задумывался о том, что можешь делать после?
— Мне нравится тренировать. Прикольно. Уже есть опыт подкаток.
— Больше нравится работать с маленькими фигуристами или с более взрослыми?
— Конечно, интереснее тренировать, когда человек с двойными, с дупелем, тройные на подходе. Но в работе с 7-8-летними есть свой интерес — у них техника еще, так сказать, пластилиновая. И из этого пластилина можно слепить хорошую технику.
— С фигуристами обмениваетесь опытом? Миша Коляда тебе может что-то подсказать?
— Ну да, бывает. Я могу подъехать к нему, сказать «у меня тулуп не получается», он ответит: «делай так-то и так-то, вот такое упражнение». Он тоже может сказать: «у меня сальхов не получается», и я тоже ему посоветую. Я же прыгаю, почему я не могу дать совет?
— Сколько четверных в твоей произвольной мечты?
— Пять. Еще один тулуп там достаточно добавить. Все, что сейчас могу, в принципе.
— А если доработаешь четверной лутц?
— Вставлю его первым элементом, а дальше так же — тулуп и два сальхова. Еще мне интересно сделать в программе каскад четверной лутц + тройной риттбергер. В принципе, мне это под силу.
— Прыжки — твоя любимая часть фигурного катания?
— Да! В фигурном катании я люблю только прыгать. Вращения вообще не люблю. Скольжение, дорожки… Вообще, с Кириллом Алешиным прикольно занимались, мне понравилось.
Но больше всего я все равно люблю прыгать. Особенно, когда до этого отдохнул и есть в запасе много сил.
— Что скажешь болельщикам в конце интервью?
— Болельщики — вы самые лучшие! Я вас очень люблю. Спасибо вам за те эмоции, которые вы мне приносите перед стартом, после старта, оставайтесь такими же лучшими.