Женская одиночка — для кликов, а мужская — для души. Как видится фигурное катание России глазами журналиста
Глупо спорить, что без женского одиночного в том виде и в той монструозности (в хорошем и плохом смысле), в которой есть сейчас, у фигурного катания не было бы ничего из того, что делает его главным зимним видом спорта страны.
Не было бы ни эксклюзива с Первым, ни полноценной серии Гран-при — да, местами кривоватой, но посмотрите, какой цирк творится с показом тех же лыж, и сравните с претензиями к фигурке. Последние выглядят как неудовлетворенные потребности на вершине пирамиды Маслоу, в то время как всем остальным видам спорта тупо нечего жрать. Миллионы от «Тинькоффа», миллионы на ютубе — всего этого бы не было, если б не несколько поколений суперодиночниц, которые превратили спор за мировое господство в междусобойчик внутри одной тренерской группы.
Большие успехи неизбежно идут в связке с большим интересом, истеричным интересом, маниакальным интересом. Все, что окружает женскую фигурку, ненормально и нездорово на всех уровнях — от фанатов до руководства федерацией, от реакции фигуристок до реакции журналистов. А статус золотоносной курицы в российских реалиях приводит к тому, что именно в женской одиночке чаще всего включается административный ресурс в виде заштампованного «в интересах сборной/народа/фигурки». Негласного, конечно, в отличие от хоккея, но не менее убивающего все живое в виде интриги и хоть какой-то возможности для «второго эшелона» навязать борьбу звездам.
Скандалы, интриги, расследования — все чаще женская одиночка это не рекорды, а вот натурально эта триада.
А вот к мужской одиночке с начала 2010-х отношение было… ну, примерно, как к сборной России по футболу. Поленья, в которых можно только верить, но лучше не надо, ибо зря только расстроишься. Это началось не вчера, а за последние пару лет отношение даже чуть улучшилось — как только в каждом мало-мальски талантливом парне перестали видеть «наследника Плющенко» — этой плитой придавили не одного и не двух потенциально крутых одиночников — у нас выросло поколение Кондратюка-Мозалева-Семененко-Гуменника, а поколение Самарина и Алиева перестало считаться «не оправдавшим надежды» (в эту категорию все еще по привычке записывают Коляду, хотя выглядит скорее натужно).
Но некое снисхождение на фоне легко скручивающих квады девчонок все равно ощущается, и вот парадокс: нахождение мужской одиночки в тени женской идет первой только на пользу. Именно парни спасают внутрироссийский сезон, хотя совсем не они — локомотив интереса.
В мужской одиночке нет суперзвезд для широкой аудитории, как Валиева и Трусова — зато нет и того безумия баллов, которые ставятся тупо за фамилию.
В мужской одиночке намного сильнее тот самый «второй эшелон», который был убит у женщин теми самыми баллами за фамилию или нужный штаб. Кого вы сходу назовете у девушек/девочек из тех, кто в теооооории может выстрелить помимо признанных топов? Яметова, Фролова, Синицына (хотя кого мы обманываем — ее завораживающее катание нафиг никому здесь не сдалось, если смотреть на баллы) иииии… всё?
Вероника Яметова
Не буду на контрасте показывать табличку, где у парней в короткой ЧР половина участников улетела за 90 баллов — в другой день число ребят с даже не идеальным, а просто нормальным прокатом вполне могло быть и нулевым (и так вполне может случиться в произвольной — не будем очаровываться магией цифр в протоколах). Дело в конкуренции — она честная и здоровая. В этом и прелесть: ты никогда не знаешь, что тебя ждет сегодня — день, когда один прокат будет лучше другого или массовый сход-развал. Но точно судьба итоговых мест будет решаться на льду, а не в головах судейской панели.
Можно чуть фыркать на отдельные судейские экзерсисы (типа почти 300 баллов у далеко не идеального Семененко в Перми), но они никак не влияют на реальную расстановку сил. Ну и, конечно, это просто детский сад по сравнению с липовыми мировыми рекордами в танцах или вполне справедливыми спорами на тему, украли ли победу у Акатьевой на первом этапе. То есть, что делать условному Матвею Ветлугину, чтобы взять медаль ЧР, можно расписать легко, а вот если на его место поставить Алину Горбачеву — сценарий будет выглядеть слегка фантастическим.
Хотя никто из лидеров в женской одиночке стабильностью и одновременной сложностью контента до ЧР не отличался. За них скорее катались имена. Но Горбачева в медалях — анекдот. И анекдот немного грустный.
В мужской одиночке в разы меньше такой запрограммированности и скандальности, зато в разы больше самой фигурки.
— Больше крутых прокатов и крутых программ: запоминающихся образов в женской одиночке почти нет, зато практически все программы у парней — нестандартные находки и подгонка их под конкретного спортсмена, а не эксплуатация приевшихся образов.
— Больше нормальных отношений и дружбы между фигуристами. Тут даже объяснять не надо, в чем контраст, правда? Я не могу представить того же накала страстей, что в конце каждого цикла выплескиваются через бортик одного катка на юге Москвы, ни у Соколовской, ни у Рукавицына, ни у Мишина.
Кто сделал круче — тот и молодец. Простейший принцип, но именно такой хочется видеть прекрасную фигурку будущего, Потому что нынешняя таковой совершенно точно не является.
Вышесказанное совершенно не значит, что женская фигурка (сними завтра международный бан) будет приносить меньше медалей, а мужская — больше баллов и удовольствия от побед. Да и писать про одиночниц интереснее: мир женского катания, что на льду, что вне катка гораздо более сюжетный, чем мир мужского, где вне льда вообще ничего не происходит. Так что этот текст — не про результаты и глобальный интерес к конкретному виду ФК, а про ощущения.
Женская одиночка — для кликов, мужская — для души. Чисто по-человечески формула фигурки в России выглядит именно так.
«Триксель-пиксель» — телеграм-канал Александра Петрова, где фигурки еще больше