Фигурное катание
14 октября 2022, Пятница, 11:05

Липницкая, Ханю, Коляда и их гениальные программы. Какие постановки в фигурке можно назвать шедеврами и почему?

Getty Images
Поделиться
Комментарии
Пытаемся разобраться.

Непрофильная терминология в фигурном катании часто становится объектом споров и разногласий. Особенно, если мы берем такую субъективную часть этого вида спорта, как программы, интерпретация и ее оценка. Поэтому в разговорах, когда мы апеллируем словами, как «шедевр», «великий» или «гениальный», надо четко осознавать по каким критериям мы ставим то или иное произведение выше остальных.

Также нельзя не учитывать контекст, который у каждого, даже самого объективного зрителя, безусловно, есть. Это может быть первое впечатление, особый эмоциональный фон или время. Если смотришь программу в режиме реального времени — это одно ощущение, если пересматриваешь, уже зная результат — совсем другое. Именно из-за разницы погружения в контекст возникают сложности.

Почему-то основными постановками, которые получают высшие оценки среди зрителей, становятся медленные и лиричные истории, которые вызывают «благородные» эмоции. Это грусть, тоска и сожаление. Как будто кто-то поделил эмоции и настроение на возвышенное (трагедия) и низменное (комедия).

Комичные, смешные, игривые и даже сюжетные программы можно назвать шедеврами. Каждый сезон в фигурном катании презентуются сотни и тысячи постановок от разных хореографов, поэтому далеко не все доходят до массового зрителя. По-настоящему «гениальной» программу можно назвать в том случае, если она чем-то выделилась на фоне других и каким-то образом изменила фигурное катание. К этому можно отнести, например, яркие примеры, когда программа открывает определенный стиль музыки или саму композицию.

Джейн Торвилл и Кристофер Дин были теми, кто принес в фигурное катание «Болеро». Их программа под сложную для интерпретации музыку действительно в свое время стало определенным разрывом шаблонов. Сейчас этот танец точно смотрится иначе после десятка других постановок под Равеля. Но нельзя отрицать тот факт, что именно Торвилл/Дин благодаря тому танцу обеспечили фигурное катание новой композицией.

Из современной истории фигурного катания самый яркий пример — это «Белый ворон» Михаила Коляды. Музыка из фильма о Рудольфе Нуриеве очень подходит для исполнения на льду, поэтому в сезон 2021/22 мы увидели еще ряд постановок, которые, скорее всего, вдохновились программой российского фигуриста.

Есть также феномены, когда спортсмены привносят новый стиль в фигурное катание. Рекордсменами здесь можно назвать танцоров Габриэлу Пападакис и Гийома Сизерона. Чего стоит тот же вакинг в ритмическом танце 2021/22, который стал абсолютным новшеством и уже точечно начинает себя проявлять в программах других фигуристов.

Очень важным признаком здесь является образ. Ведь без истории в голове человеку будет невозможно внешне показать нечто стоящее. Юлия Липницкая и образ девочки в красном пальто, наверное, навсегда останется в памяти как самое яркое и мощное прочтение истории об Оскаре Шиндлере. Все благодаря пониманию, о чем катает спортсменка и полному погружению в историю.

Стилизация и актерская игра также могут стать поводом для того, чтобы назвать программу шедевром. Ранее мы говорили о комическом жанре и здесь сложнее всего грамотно стилизовать его под реалии фигурного катания. Мастером в этом можно назвать Хавьера Фернандеса. Пример идеального соотношения — программа под саундтрек из «Пиратов карибского моря». Особенно, если мы рассматриваем дорожку шагов. Здесь по сюжету герой испанца пьяный и еле держится на ногах. Поставить и скатать дорожку шагов на все уровни, играя гротескно пьяного человека, смог только Фернандес.

Отдельно стоит выделить программы, которые рассказывают о личном опыте фигуриста или его культурной принадлежности. Самым ярким примером можно выделить «Сеймея» Юдзуру Ханю. Он понятен абсолютно всем и точно передает отношение фигуриста к родной культуре. К сожалению, таким же феноменом не стал «Sinnerman» Джейсона Брауна, который полностью относит нас к современному балету. Но для людей вне контекста, которые не знакомы с первоисточником, эта программа не стала «шедевром».

Все, о чем было сказано ранее, безусловно, важно. Но программа — это в первую очередь хореография и расстановка элементов. И здесь можно как пример взять произвольную программу Ким Ен А 2013/14. В этой постановке ритм постоянно меняется, каждое движение в музыку, а в программе нет пустых мест, элементы расставлены очень грамотно.

Как мы видим, объективных причин называть ту или иную программу гениальной много. Для большинства все, что сказано выше, неважно, потому что самое главное для каждого зрителя — это эмоциональное вовлечение. Даже самая гениальная, продуманная и вкатанная программа легко может не зацепить — факторов такого «подключения» много. Здесь нет цели составить рейтинг или объективно и коллегиально определить, что может называться гениальным, а что нет. Это попытка разобраться, что именно влияет на наши чувства и способствует вовлечению, помимо элементов ультра-си.

Хочешь знать все о фигурном катании? Подписывайся на наш телеграм-канал!

Подписывайтесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене

Г. Пападакис / Г. Сизерон
Юдзуру Ханю
Юлия Липницкая
Джейсон Браун
Хавьер Фернандес
Михаил Коляда
...
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0