Человек, который изменил все. На уход из фигурки Юдзуру Ханю
А вы помните мужское одиночное до Ханю? Довольно занятный феномен: хоть и существовавшее уже почти 10 лет по новым правилам, оно все равно жило аналоговыми героями прошлого. «Плющенко против Ягудина» было недостижимым эталоном, а главный концептуальный вопрос ФК звучал так: можно ли быть чемпионом, не прыгая четверные?
Эван Лайсачек показал, что ответ положительный, хотя в моменте его победа в Ванкувере казалась величайшей кражей драгоценных металлов у русского человека. Это потом, пересматривая прокаты Лайсачека и Плющенко, с каждым годом победа американца будет выглядеть все более логичной, а катание Евгения — все более архаичным: ты, может быть, бесконечно прав в своем четверном, но какой в этом толк, если все остальное напоминает не катание, а каторжную пахоту. И это не недостаток Евгения — главного фигуриста нулевых. Во-многом эпоха была такая — либо красота, либо сложность. Как говорится, «вам шашечки или ехать?»
Лайсачек не был в состоянии это объединить, но он показал путь. Этим путем пошел король божественного конька (и столь же божественных надбавок) Патрик Чан. Сложность добавилась, но это все еще было аналогово и немного пародийно — как и попытки Чана прыгать тройные аксели.
Победив Чана на Олимпиаде в соревновании «кто меньше раз упадет в произвольной», Ханю все еще жил в старой парадигме. Оставаясь гениальным мальцом, который может сделать как 150, так и 190 баллов в произвольной.
Все изменила Барса.
***
2015-й год. Финал Гран-при. На льду то ли крестится, то ли проверяет ориентацию по сторонам света Юзу. За мгновения до этого Хави Фернандес разорвал на домашнем льду — произвольная впервые за 200, лучшая сумма в карьере. Что это, как не кульминация соревнований? Но проходит 10 минут, и Хавьер опускается на колени в комнате ожидания, делая на камеру японский жест, означающий поклонение перед чем-то великим.
Он просто увидел божество. Все в тот момент увидели божество. Ханю откатал Сеймея как никогда — ни до, ни после.
Вы наверняка помните этот прокат. Еще непереломанный Ханю вписывает четверные в гениальную произвольную под Дзе Хисаиси с легкостью исполнения элемента на дорожке шагов. Тарасова в своем комментаторском прайме еще не вызывает желания переключиться на ютуб-канал ISU. Сидящий рядом с ней Гришин восклицает: «Такого не бывает, просто потому что не может быть никогда, и тем не менее мы это видим». Последние 30 секунд музыку почти не слышно — из-за оваций. А дальше зал из барселонского превращается в домашний для Ханю — с флагами и дождем из Винни-пухов.
Мы увидим эту картинку еще не раз, но уровень исступления тогда, в декабре 2015-го, был сопоставим разве что с безумием после рекордов Усэйна Болта. Да и события сопоставимые: мужская фигурка окончательно стала другой именно в этот момент. Далеко не во время Сочи, где уже гениальный Юзу далеко негениально взял первое золото с падениями.
Величие Ханю началось на родине Хави. Символично.
***
Это величие, кстати, не особо конвертировалось в трофеи. По крайней мере, в тотальное доминирование — с момента Барселоны-2015 Юзу возьмет мировое первенство ровно столько же раз, сколько и Хави (всего один раз), вчистую проиграв по этому показателю Чену. Но даже, если бы не случилось золото Пхенчхана, вытянутое скорее в стиле Плющенко — на зубах, а не на катании, — за отрицание влияния Ханю на современное ФК вполне можно было бы ввести новую статью УК о дискредитации прекрасного.
Это величие для каждого проявляется в чем-то своем:
— Юзу первым довел мультиквадность до состояния автоматизма;
— Из его кошачьих пируэтов при спасении прыжков можно сделать нарезку на 10 часов;
— Идеальное чувство музыки, позволяющее ему из четверного прыжка выйти в твизлы — просто потому что так требует композиция.
Когда вы спросите, в чем феномен Ханю: почему именно он, а не кто-то еще, привлек столько спонсоров и фанатов в фигурку — ответ именно в этом. Фраза «миллионы не могут ошибаться» определенно достойна ревизии — в конце концов, эти миллионы ходят на концерты Бузовой и Клавы Коки. Но в фигурке Ханю стал тем, кто объединяет и фигурнокатательных снобов, и людей, которые смотрят на покатушки по льду раз в четыре года. Ханю — это как картина Рафаэля. Не все поймут скрытые смыслы, но все поймут — это шедевр, от которого не оторвать взгляд.
В общем-то, уже на этом вместе со статусом двукратного чемпиона Олимпиад можно было бы и успокоиться, но Ханю хотелось изменить фигурку еще раз. Так появилась идея фикс с четверным акселем.
***
Каждый гениальный человек — немного псих.
Ханю полностью раскрылся в этой ипостаси во время предпандемийного финала Гран-при в Турине, куда Юзу приехал без тренера Брайана Орсера. Ханю провалил короткую — задвоил четверной и проиграл 10 баллов Чену — и уже на следующий день интернет наводнили кадры, которые Роскомнадзор может легко счесть попыткой самоубийства: Ханю с маниакальным упорством начал напрыгивать кваксель на тренировке. Каждый такой прыжок заканчивался тем, что Юзу бился об лед аки рыба, после чего заезжал на новую попытку, но ситуация повторялась.
Стоит ли удивляться, что лодыжка Юдзуру превратилась в хрусталь?
Сколько «лишних» потенциальных лет карьеры вместе с этой лодыжкой убил Ханю, мы никогда не узнаем. Но четверной аксель ему так и не покорился. Хотя именно ради него Юзу пожертвовал борьбой за золото третьей Олимпиады. Не факт, что выиграл бы — скорее даже нет. Попробуй обкатать настолько безупречного Чена. Но сама расстановка приоритетов выглядела настолько вызывающей, что вызвала приличное жжение в нижней части тела у многих, включая Алексея Ягудина:
«Кому это надо? Я не понял прикола. Если бы он его хотя бы периодически выезжал, но я даже приближенно к чистому у него не видел. Причем, ладно база была бы 20 баллов и с падением он бы набирал, как четверной флип или лутц. Но база-то мизерная — 12,5. Только эти (крутит пальцем у виска) идут на такие прыжки, когда у тебя его нет. Ну нет!»
Эта реакция вполне понятна: для Ягудина — спортивного животного, которое ради золота пойдет на все, такая логика кажется дикостью. (Если что, спортивное животное — это комплимент. Все великие чемпионы таковы).
Подход Ханю не мог не проиграть на короткой дистанции — человек, выжимающий максимум для результата здесь и сейчас, всегда будет выше того, кто следует высшей миссии. Но эта погоня за квакселем — пусть и неудачная — в очередной раз расширила границы возможного в фигурке. Без этого «почти-почти» от Ханю не было бы Малинина, который свой четверной аксель точно исполнит, и вопрос заключается исключительно в дате исторического момента.
Ханю, жертвующий медалью Олимпиады ради квакселя — сюжет, который намного важнее для фигурки, чем даже «Медведева против Загитовой». Этого не видно сейчас, но станет абсолютно очевидным лет через 10-15. Запомните этот твит.
***
У тебя есть все медали мира. Ты культовый фигурист. Идол в своей стране. Что бы сделать этакого? Сняться в каком-нибудь шоу типа «Танцы со звездами»? Устроить спарринг-поединок с боксером? Жить нормальной жизнью?
Юдзуру Ханю в этот же момент: добивает диплом про использование искусственного интеллекта для помощи судьям.
«Моя дипломная работа о том, как в фигурном катании может быть использована технология захвата движения, которая применяется в 3D-анимации», — рассказал Ханю. В качестве объекта для анимации фигурист использовал свой аксель в три с половиной оборота, самостоятельно оцифровав каждое движение тела при прыжке и создав компьютерную проекцию. «Надеюсь, в будущем технология послужит толчком к развитию фигурного катания и использованию искусственного интеллекта в судействе», — добавил Ханю.
Чертов гик, что ты делаешь? Прекрати!
Но, если серьезно, то вот вообще нет сомнений, что Ханю поменяет фигурку еще не раз. Просто уже не как фигурист, а как функционер. Если для кого и предначертано стать в конце своего пути президентом ISU и make figurka great again, то именно для этого гениального и безумного японца. В конце концов, кто, как не Ханю, спасет фигурку из нового аналогового болота, в которое она погружается при нынешнем руководстве ISU, которое ФК не понимает и, очевидно, не особо любит?
Если кому-то и суждено сделать из фигурки вид спорта, интересный больше чем пяти странам, то только человеку, который катанию на льду отдал реально все.
Ну правда: кто, если не Ханю?
«Триксель-пиксель» — телеграм-канал Александра Петрова, где фигурки еще больше
Подписывайтесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене