Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
Фигурное катание
10 декабря 2021, Пятница, 07:05

Драма, драма и снова драма вместо фигурного катания. Первый взгляд на русский сериал «Последний аксель»

Евгений Семенов, Sport24
Поделиться
Комментарии
Александр Петров рецензирует первые вышедшие эпизоды русской саги про фигурку.

«Последний аксель» неизбежно будут сравнивать с вышедшим на нетфликсовской платформе пару лет назад Spinning out — и это довольно удачная для российского сериала база оценки. В американской поделке герои больше бухали и выясняли отношения, нежели катались по льду, а единственным светлым пятном был Джонни Вейр (просто потому что это Джонни Вейр, и он прекрасен примерно везде).

Первый сезон Spinning out так и остался единственным (сериал просто не продлили). А следующую попытку снять что-то про фигурнокатательный серпентарий предпринял уже в России Анарио Мамедов — тот самый человек, что создал «Жаркий лед» с Романом Костомаровым в главной роли и рейтингом «Кинопоиска» 2,5 из 10 на оболочке сетчатки глаза.

В «Последнем акселе» тоже не обошлось без приглашенных звезд — если у Евгении Медведевой по сообщениям роль будет довольно эпизодической, то вот Алексей Ягудин играет полноценного местного Даниила Глейхенгауза — только с еще более вычурным именем Султан Алмазович.

Отсылки к реальному миру фигурного катания в сериале более чем очевидны: в холодном лице Марины Артаковой (актриса Елена Подкаминская) невозможно не узнать черты Этери Тутберидзе, а ее школа — вылитый «Хрустальный» со взводом топовых одиночниц. Активно критикующий в СМИ методы работы Артаковой тренер Виноградов — очевидный оммаж Плющенко. У сериальной Этери Георгиевны — сын-фигурист, два ее помощника образуют полноценный локальный триумвират, так похожий на тренерский штаб Тутберидзе. Даже шарфик Глейхенгауза — тоже на месте, то есть на шее у Султана Алмазовича.

Megogo

В этих параллелях нет ничего плохого, за этим скорее даже забавно и интересно наблюдать.

Проблема в том, что (пока?) в сериале нет фигурного катания. То есть, нет: оно, конечно, есть, но как бы фоном.

Попробуйте убрать из лучшего спортивного байопика в истории a.k.a. фильм «Гонка» собственно «Формулу-1» (оставив за скобками историческую составляющую). Попробовали? Правильно, ничего не получилось, потому что при всех интереснейших перипетиях личностных взаимоотношений — это фильм об этих самых гонках, они там — полноценный персонаж фильма.

Убери из «Последнего акселя» фигурку, заменив на другой вид спорта или вообще на какой-то кружок самодеятельности — не поменяется ничего. Ну, кроме того, что мы не сможем угадывать параллели с реальными персонажами, но пока что на самой этой угадайке ценность и заканчивается.

Megogo

Вместо фигурного катания нам усиленно пихают драму. Много драмы. Причем ее концентрация на минуту хронометража пока что увеличивается в геометрической прогрессии. С самого начала одной из главных веток сюжета становится расследование зверского убийства отца главного героини — видимо, русский человек, выросший на НТВ-шных нетленках, сериалы без убийств не воспринимает. Сложный мир взаимоотношений внутри катка сводится до уровня школьных разборок в подростковых драмах, Погибший отец во флешбэках оказывается абьюзером, а сестру главной героини приходится отдать в интернат, где царят тюремные порядки (важное уточнение — снятые на уровне среднего российского сериала).

Ну а сцена, где про сына Артаковой (и краша всех фигуристок) главной героине заявляют: «Держись от него подальше», окончательно отсылает к постановкам уровня «50 оттенков серого» или «Сумерки».

Справедливости ради в «Последнем акселе» попытались поднять проблему расстройства пищевого поведения — фигуристку группы Артаковой отчисляют из-за тяжелой анемии, после чего та

(ОСТОРОЖНО: единственный спойлер за рецензию)

надевает костюм, в котором выступала на ЧР, и выбрасывается из окна. Потенциально сильный сюжетный ход нивелируется абсолютно неудачным таймингом: за одну серию проникнуться сочувствием к второстепенной героине, о которой мы не знаем ничего, практически нереально. Возможно, объяснением служит желание сделать максимально насыщенный пилот ради успешной продажи сериала онлайн-платформам, но факт остается фактом: важную линию, которую можно было развивать и усиливать, зарезали уже на старте.

Megogo

Ангелина Загребина в роли Кати Воробьевой

Дуэт главных героинь — фигуристки Кати Воробьевой (Ангелина Загребина) и Артаковой в лице Подкаминской — играет хорошо. В актерском плане к ним нет никаких вопросов. Проблема в том, что пока им особо нечего играть. Окружающая действительность — это вот такие монологи, которые скорее бы подошли как пародии для легендарного «Реутов ТВ»:

Вместо того, чтобы показать тяжелую жизнь девочки, которая приехала ради мечты в Москву практически без всего — с ходу пуляют практически анекдотичный момент с появлением нового друга Кати на пикете за свободу интернета (если вам это интересно: нет, людей с плакатами не уводят через 30 секунд в автозаки как в реальной жизни). Наоборот, у героев завязывается невероятный диалог, где пятой репликой парниша предлагает совершенной незнакомой девушке пожить у себя, та отказывается, но уже через 15 секунд меняет решение после фразы «мне можно доверять». Не хочется скатываться в бэдкомедиевщину, но такой уровень мотивации в первые же 10 минут сериала — серьезная заявка.

Сказать, что «Последний аксель» тотально плох, наверное, нельзя — но по меркам круто сделанных топовых сериалов последних лет типа «Эпидемии» или «Перевала Дятлова» смотрится откровенно средне.

Megogo

Фигурное катание здесь — пока что довольно тусклая декорация для сюжета шаблонного русского сериала. Хотя экран с оценками по системе 6.0 нам и подсказывает, что целевая аудитория «Последнего акселя» — скорее зрители «Ледникового периода». Возможно, им хватит и лайт-режима. Если вы смотрите фигурку постоянно — вам ее точно будет не хватать.

После смерти самоубившейся фигуристки Султан Алмазович в лице Ягудина произносит: «Продолжаем работать, show must go on».

Так вот шоу, конечно, продолжается. Но пока со скрипом.

«Триксель-пиксель» — телеграм-канал Александра Петрова, где фигурки еще больше