Драма, драма и снова драма вместо фигурного катания. Первый взгляд на русский сериал «Последний аксель»
«Последний аксель» неизбежно будут сравнивать с вышедшим на нетфликсовской платформе пару лет назад Spinning out — и это довольно удачная для российского сериала база оценки. В американской поделке герои больше бухали и выясняли отношения, нежели катались по льду, а единственным светлым пятном был Джонни Вейр (просто потому что это Джонни Вейр, и он прекрасен примерно везде).
Первый сезон Spinning out так и остался единственным (сериал просто не продлили). А следующую попытку снять что-то про фигурнокатательный серпентарий предпринял уже в России Анарио Мамедов — тот самый человек, что создал «Жаркий лед» с Романом Костомаровым в главной роли и рейтингом «Кинопоиска» 2,5 из 10 на оболочке сетчатки глаза.
В «Последнем акселе» тоже не обошлось без приглашенных звезд — если у Евгении Медведевой по сообщениям роль будет довольно эпизодической, то вот Алексей Ягудин играет полноценного местного Даниила Глейхенгауза — только с еще более вычурным именем Султан Алмазович.
Отсылки к реальному миру фигурного катания в сериале более чем очевидны: в холодном лице Марины Артаковой (актриса Елена Подкаминская) невозможно не узнать черты Этери Тутберидзе, а ее школа — вылитый «Хрустальный» со взводом топовых одиночниц. Активно критикующий в СМИ методы работы Артаковой тренер Виноградов — очевидный оммаж Плющенко. У сериальной Этери Георгиевны — сын-фигурист, два ее помощника образуют полноценный локальный триумвират, так похожий на тренерский штаб Тутберидзе. Даже шарфик Глейхенгауза — тоже на месте, то есть на шее у Султана Алмазовича.
В этих параллелях нет ничего плохого, за этим скорее даже забавно и интересно наблюдать.
Проблема в том, что (пока?) в сериале нет фигурного катания. То есть, нет: оно, конечно, есть, но как бы фоном.
Попробуйте убрать из лучшего спортивного байопика в истории a.k.a. фильм «Гонка» собственно «Формулу-1» (оставив за скобками историческую составляющую). Попробовали? Правильно, ничего не получилось, потому что при всех интереснейших перипетиях личностных взаимоотношений — это фильм об этих самых гонках, они там — полноценный персонаж фильма.
Убери из «Последнего акселя» фигурку, заменив на другой вид спорта или вообще на какой-то кружок самодеятельности — не поменяется ничего. Ну, кроме того, что мы не сможем угадывать параллели с реальными персонажами, но пока что на самой этой угадайке ценность и заканчивается.
Вместо фигурного катания нам усиленно пихают драму. Много драмы. Причем ее концентрация на минуту хронометража пока что увеличивается в геометрической прогрессии. С самого начала одной из главных веток сюжета становится расследование зверского убийства отца главного героини — видимо, русский человек, выросший на НТВ-шных нетленках, сериалы без убийств не воспринимает. Сложный мир взаимоотношений внутри катка сводится до уровня школьных разборок в подростковых драмах, Погибший отец во флешбэках оказывается абьюзером, а сестру главной героини приходится отдать в интернат, где царят тюремные порядки (важное уточнение — снятые на уровне среднего российского сериала).
Ну а сцена, где про сына Артаковой (и краша всех фигуристок) главной героине заявляют: «Держись от него подальше», окончательно отсылает к постановкам уровня «50 оттенков серого» или «Сумерки».
Справедливости ради в «Последнем акселе» попытались поднять проблему расстройства пищевого поведения — фигуристку группы Артаковой отчисляют из-за тяжелой анемии, после чего та
(ОСТОРОЖНО: единственный спойлер за рецензию)
надевает костюм, в котором выступала на ЧР, и выбрасывается из окна. Потенциально сильный сюжетный ход нивелируется абсолютно неудачным таймингом: за одну серию проникнуться сочувствием к второстепенной героине, о которой мы не знаем ничего, практически нереально. Возможно, объяснением служит желание сделать максимально насыщенный пилот ради успешной продажи сериала онлайн-платформам, но факт остается фактом: важную линию, которую можно было развивать и усиливать, зарезали уже на старте.
Ангелина Загребина в роли Кати Воробьевой
Дуэт главных героинь — фигуристки Кати Воробьевой (Ангелина Загребина) и Артаковой в лице Подкаминской — играет хорошо. В актерском плане к ним нет никаких вопросов. Проблема в том, что пока им особо нечего играть. Окружающая действительность — это вот такие монологи, которые скорее бы подошли как пародии для легендарного «Реутов ТВ»:
Вместо того, чтобы показать тяжелую жизнь девочки, которая приехала ради мечты в Москву практически без всего — с ходу пуляют практически анекдотичный момент с появлением нового друга Кати на пикете за свободу интернета (если вам это интересно: нет, людей с плакатами не уводят через 30 секунд в автозаки как в реальной жизни). Наоборот, у героев завязывается невероятный диалог, где пятой репликой парниша предлагает совершенной незнакомой девушке пожить у себя, та отказывается, но уже через 15 секунд меняет решение после фразы «мне можно доверять». Не хочется скатываться в бэдкомедиевщину, но такой уровень мотивации в первые же 10 минут сериала — серьезная заявка.
Сказать, что «Последний аксель» тотально плох, наверное, нельзя — но по меркам круто сделанных топовых сериалов последних лет типа «Эпидемии» или «Перевала Дятлова» смотрится откровенно средне.
Фигурное катание здесь — пока что довольно тусклая декорация для сюжета шаблонного русского сериала. Хотя экран с оценками по системе 6.0 нам и подсказывает, что целевая аудитория «Последнего акселя» — скорее зрители «Ледникового периода». Возможно, им хватит и лайт-режима. Если вы смотрите фигурку постоянно — вам ее точно будет не хватать.
После смерти самоубившейся фигуристки Султан Алмазович в лице Ягудина произносит: «Продолжаем работать, show must go on».
Так вот шоу, конечно, продолжается. Но пока со скрипом.
«Триксель-пиксель» — телеграм-канал Александра Петрова, где фигурки еще больше