Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
Фигурное катание
19 августа 2021, Четверг, 10:30

Каталась у Тарасовой, сейчас судит Щербакову, Трусову и других топов. Разговор о работе арбитров с Еленой Ушаковой

instagram.com/meladyfredddo/
Поделиться
Комментарии
Самое полезное интервью перед стартом сезона.

Судейство в фигурном катании всегда вызывает много вопросов и споров. Открытые протоколы после соревнований и сложные термины в официальных документах не дают простому обывателю разобраться в системе баллов.

Как ставятся оценки, зависит ли от какой страны выступает спортсмен и помогает ли титул получать хорошие баллы? Об этом корреспонденту Sport24 Алене Волковой рассказала Елена Ушакова, судья по фигурному катанию всероссийской и международной категории.

— Расскажи немного о своем пути в фигурном катании, ты же занималась раньше?

— Да, в четыре года родители отдали меня фигурное катание. Большой спортивной карьеры у меня не сложилось, потому что была травма в 16 лет. Тогда же и пришлось закончить, но разряд мастера спорта у меня есть (хотя принято говорить, что это не разряд, а звание, разряды заканчиваются на кандидатах). Потом я достаточно долго каталась в ледовых шоу, чуть больше десяти лет, в том числе успела покататься у Татьяны Анатольевны Тарасовой в мюзикле на льду, Ильи Авербуха (это самое известное). И во время участия в шоу параллельно я начала судить соревнования.

— Как ты пришла к мысли, что хочешь судить?

— Я не стремилась к этому, это не было целью моей жизни. Как раз, когда мы катались в ледовом театре Ильи Авербуха, знакомые девочки учились в «Малаховке» (Московская государственная академия физической культуры — прим. Sport24), а у меня первое образование не спортивное. Их в добровольно-принудительном порядке отправляли на семинар по судейству, по новым правилам. Это было 12 лет назад, и это была достаточно открытая практика, никуда записываться было не надо, никаких стартов волонтерить не надо. Они предложили, и я пошла за компанию. Как оказалось, там надо было сдать экзамен на судью, я решила попробовать, «за спрос не бьют в нос», и, к своему удивлению, сдала. И с 2008 года у меня началась судейская практика детских соревнований, которая впоследствии развивалась, были еще экзамены, другие дисциплины, должности и так я доросла до статуса международного судьи.

— Можно ли сразу судить условно чемпионат России или до этого нужно пройти определенный судейский путь?

— Конечно, никто не начинает судейскую практику с таких серьезных стартов. Если ты сдаешь судейский экзамен, и каким бы ты классным спортсменом или тренером ни был, ты не знаешь, как все выглядит с противоположной стороны борта. Это абсолютно другой мир, и ты в любом случае начнешь с судейства маленьких детей, юношеских разрядов. Это тоже очень интересно, если ты любишь фигурное катание.

— Это правда, что судьей может стать любой человек, который прошел курсы? Не обязательно же заниматься до этого, может прийти любой с улицы?

— По правде, в российском судействе нет людей с улицы. Есть определенная практика в Международном союзе конькобежцев (ISU). В других странах есть случаи, когда человек, никогда не катаясь на коньках, начинает судить. Но это с условием, что он хорошо разбирается в материале, сдает квалификационный экзамен с очень жесткими требованиями. У этого человека есть своя точка зрения, и она, возможно, правильная в каком-то направлении. Честно говоря, если ты не катался, ты никогда до конца не поймешь спортсмена, который делает тот или иной сложнокоординационный элемент. Грубо говоря, те же самые связки, которые использует фигурист, там очень много тонких моментов с переносом веса тела. Это может быть очень легко исполнено, но по сути это колоссальная сложность.

В последнее время мы видим много классных программ, которые исполняются так, будто это ничего не стоит. За этой легкостью стоит такой кропотливый труд и, дай Бог, чтобы человек, который никогда не стоял на коньках, хотя бы чуточку понимал, насколько это классно, сложно и сможет адекватно это оценить. В российском фигурном катании случайных людей нет. Возможно, это какие-то региональные судьи, потому что регионов у нас много, фигурное катание активно развивается везде, может там такие есть. Но люди, которые судят чемпионаты страны, точно не случайные. Все катались, все знают, что такое фигурное катание и как оно развивается, и к чему должно стремиться.

— Ты в инстаграме писала пост про последний чемпионат России, что во время эмоциональных моментов сложно сосредоточиться на работе. Насколько ты следишь за развитием событий во время старта? Как в такие моменты собраться с мыслями?

— Когда я нахожусь в статусе официального лица, я не могу расслабиться и получить удовольствие от фигурного катания. Конечно, я радуюсь, потому что сейчас во всех видах наши спортсмены показывают очень хорошие результаты. Спорт развился очень сильно особенно за последнюю пятилетку, за последние десять лет — это просто космический шаг вперед. Когда ты выступаешь в качестве судьи у тебя перед глазами и в голове есть ряд критериев, которые надо использовать при оценке программ, и ты не можешь включить полную чувственную составляющую. Ты можешь получить наслаждение от проката, но нужно соблюсти критерии оценивания, сделать это максимально правильно и объективно. Конечно, в этот момент болеть ни за кого не приходится, потому что наша цель выбрать лучшего. Не лучшего спортсмена, а лучшую программу именно в тот день.

— Ты смотришь соревнования, как зритель, когда не надо судить?

 — Да. Это совсем другие эмоции, ты сидишь расслабленная, на трибунах или перед телевизором, уже следишь за процессом. Есть небольшой плюс, когда ты видишь, когда спортсмен ошибается, когда делает круто, и понимаешь, что могут поставить судьи. Иногда тоже бывают сюрпризы, я же не вижу какие элементы, как оценены. Сейчас в верхнем левом углу есть табличка, там идут текущие элементы, и мы можем видеть судейские плюсы или минусы, но это все текущая версия. Потому что потом судьи после проката, в частности техническая бригада, могут что-то пересматривать и ставить соответствующие знаки. Например, сначала был просто тройной лутц, а потом его поставили на пересмотр, потому что были сомнения в правильности ребра. Изначально в текущих оценках был просто тройной лутц, все поставили нормальные, хорошие оценки, а после пересмотра и выявления неправильного ребра, судьи должны понизить оценку. И когда мы следим за трансляцией по телевизору, этого не видим, а у зрителей на трибунах вообще ничего нет. Даже хороший изначально прокат может иметь ряд этих небольших ошибок, может получить низкие баллы и сыграть на общий результат.

— Фанаты называют эту разницу в текущей оценке и финальной — «порезали технику».

— Если там не за что убирать, они не уберут. Техническая бригада состоит из трех человек: технический контролер, технический специалист и ассистент технического специалиста. Они ставят на повтор элементы, к которым возникли вопросы. Они никогда сразу не поставят недокрут или понижение, они должны посмотреть это все вместе втроем. Решение они принимают голосованием, в пользу большинства.

— Начнем с того, что рождает большее количество вопросов — вторая оценка, компоненты. Skating skills – есть ли какой-то определенный набор критериев, который определяет уровень владения коньком, кроме общего впечатления?

— Из общего, что мы должны оценить: мощь катания, это видно невооруженным глазом, насколько все это смотрится легко, насколько без усилий спортсмен может набрать скорость. Это тоже зависит от структуры программы — нельзя носиться все время на одной скорости, нужно ее и набирать и сбавлять. Нужно использовать ассортимент шагов и поворотов. Мы смотрим, насколько человек катается не на двух ногах, например, используется много беговых шагов, на которых человек даже ноги не отрывает, набирая скорость. А глубокие ребра, которые мы должны видеть на протяжении всего проката, мы видим только на дорожке шагов. Такое бывает, но обычно это не высокого уровня спортсмен. Разнонаправленное катание также важно, чтобы фигурист катался не только против или по часовой стрелке, а чтобы рисунок программы менял направление.

— Transitions — связки же учитываются при надбавках на элемент. То есть за хорошие связки между элементами оценка меняется и в компонентах?

— Да, за хорошие связки, которые считаются частью элемента (сложный заход и сложный выход), и техническая и компонентная оценка увеличивается. Связки между элементами важны, главное, не «наворотить» кучу всего, а сделать целесообразную связку. Везде должна приветствоваться какая-то идея. Чем больше, тем лучше здесь не работает. Лучше простенько, но со вкусом. Также нельзя делать все одно и то же или узкий ассортимент каких-то движений, нужны разные шаги, движения корпусом, руками, головой. Целесообразно, интересно и качественно — вот основное.

— Performance, Composition, Interpretation of the Music — если грубо, то в чем отличия этих трех критериев?

— Какой хороший вопрос. Давайте сейчас рядом поставим компоненты Transitions и Composition, а в другую сторону Performance и Interpretation of the Music. Что входит в композицию: интересный рисунок программы, креативные связки, движения. Не надо кататься по всей площадке кругами, как заливочная машина, направления движений должны быть витиеватыми, расположение прыжков, вращений не должно быть в одном месте, чем это логичней и разнообразней ляжет, тем лучше. Также важно, как элемент ложится на музыкальную фразу, любой зритель может услышать и увидеть, если спортсмен хорошо вписывается в музыкальный акцент. Здесь основное: креативность, оригинальность, определенный характер, стиль, воплощение образа и дизайн движений.

Performance и Interpretation of the Music — представление программы и интерпретация музыки. Представление программы — это обширный критерий. Здесь должна быть индивидуальность спортсмена, то, как он чувствует музыку, как он ее выражает, то, что идет изнутри. Важно насколько понятна ему история, которую он показывает, как он ее показывает. Есть некая энергетика, которой он должен делиться с залом, она должна быть читаема. Есть еще много критериев, но это основное. Интерпретация музыки это про то, насколько движения выражают музыкальный стиль, ритм, насколько спортсмен чувствует музыку, выражая ее посредством каких-то хореографических приемов. Здесь, как и везде, ценится креатив.

— Есть ли у тебя какой-то негласный идеал или эталон компонентного спортсмена?

— Сложно сказать, на самом деле. Есть много неплохих примеров и в современном фигурном катании, и в прошлом, но я бы сейчас никого не выделяла. Я бы не делила по компонентам, все должно быть стройно. Могу сказать, что максимально приближена к лучшей оценке за компоненты короткая программа Каролины Костнер в олимпийский сезон 2018. Это то, что пришло на ум.

— Насколько влияет первая оценка на вторую? Могут поставить спортсмену какой-то из компонентов выше из-за высокой технической стоимости программы?

— Таких правил нет. Это все на совести официального лица, который оценивает.

— Танцоры говорят, что судьи приходят на тренировки и ошибки на тренировке при чистом соревновательном прокате могут негативно сказаться на финальной оценке. Также спортсмены всегда должны приходить «при полном параде». Как это работает?

— Здесь нюанс: они приходят в костюмах, потому что есть определенные критерии за съем баллов за костюм в танцах. Сейчас их намного меньше, чем раньше. Костюм должен подходить для спортивной дисциплины, в противном случае могут еще на тренировке сделать замечание. Еще это важно, чтобы понять, насколько костюм готов к каким-то перехватам и поддержкам, например, девочка должна привыкнуть к какой-то юбке. Так как танцы очень тонкая материя, то судьи должны начать понимать образ еще на тренировке, чтобы это не было сюрпризом.

— Как так происходит, что спортсмены из менее фигурнокатальных стран получают меньше, чем представители России и Америки, например?

— Это не панацея, давайте возьмем в пример Хавьера Фернандеса.

— А может в женской одиночке сейчас случиться феномен Ю На Ким, когда фигуристка из не фигурнокатательной страны будет в лидерах?

— Кореяночки сейчас очень хорошие, да. В этом сезоне, как мне кажется, нас ожидает много сюрпризов. Конкуренция будет, просто должно пройти время. Та же Алиса Лью, талантливая американская девочка, у нее сейчас сложности с пубертатом. Вероятно, что она соберется и продолжит бороться. Наши девочки задали тон, теперь все начинают усложняться, пробовать, это прогресс.

— Насколько объективно говорить о статусе фигуриста во время отдельного выступления? Как титул, условно говоря, чемпиона мира сказывается на выступлении на другом этапе в другое время?

— Титул не должен влиять на оценки. Грубо говоря, если чемпион мира прошлого года прокатался плохо, он не получит высоких оценок. Этот чемпион мира мог «налажать» в элементах, но прекрасно откатать программу, есть такие примеры. Соответственно, они не получат супернизких оценок, фигурное катание это же не только прыжки. Все будет выставляться в рамках того, как они выступили.

— Всех ли фигуристов касается так называемый рост компонентов по ходу сезона?

— По ходу сезона, если спортсмен накатал программу, у него могут вырасти компоненты, а на другом старте могут стать ниже, если прокат был не самым удачным. Это работает в обе стороны.

— Теперь, если не возражаешь, я хотела бы спросить твое мнение по отдельным спорным случаям, в которых без помощи специалиста не обойтись. Почему твиззл (сложный заход) у Юдзуру Ханю на чемпионате Японии посчитали за комбинацию вращений и обнулили его?

— Это реально изначально похоже на въезд во вращение, но там два оборота. Я бы не стала так ставить. Это сделали его же японские судьи?

— Да, на национальном чемпионате.

— Занятно. Я бы на месте технического контроллера не стала бы обнулять. Тут нет трех оборотов для вращения. Возможно, их что-то мотивировало на такое решение, что-то не понравилось.

— Как вращение Анны Щербаковой на чемпионате мира получило высокие надбавки и четвертый уровень, если сбитую центровку в волчке видно даже на трансляции невооруженным глазом?

— На уровень смещение никак не влияет. Объясню, как работает алгоритм: есть определенные критерии на плюс и на минус. И мы руководствуемся системой «плюс на минус». Чтобы поставить плюсовую оценку критериев на нее должно быть больше, чем на минус. Смещение центровки может быть от «минус одного» до «минус трех», а остальные критерии у нее могли бы выставить на «плюс пять». Например, из «плюс четырех» вычли «минус один». Гипотетически, это могло выглядеть так. На чемпионате мира сидит девять судей, один мог найти две положительные черты и вычел три: в итоге получил «минус один». Второй поставил «плюс три», а за смещение «минус один», потому что с его ракурса оно не было таким критичным.

— Можно ли благодаря изменениям в оценивании добиться объективного оценивания каждого фигуриста?

— Я думаю, что к этому стремятся члены технических комитетов Международного союза конькобежцев (ISU). Но я хочу надеяться на это. В любом случае нынешняя система более объективна, чем система 6.0.

Хочешь знать все о фигурном катании? Подписывайся на наш телеграм-канал!

Подписывайтесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене

22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.