Произвольная ЧМ для Трусовой — тест на величие. На кону путевка на Олимпиаду и переход из вундеркинда в суперзвезду
Пока Саша Трусова докатывала свою короткую, а потом каким-то последним усилием сдерживала уже переливающиеся через веки слезы, перед моими глазами проносились пхенчханские флешбэки. Вернее, флешбэки Нейтана Чена образца Пхенчхана.
В том корейском цикле он — еще скорее угловатый, чем пластичный — слыл улучшенной версией Бояна (в 2018-м это еще не было ругательством). Заход через весь каток — квад — заход через весь каток — квад.
И чаще получалось, чем нет. А вот в короткой программе Олимпиады не пошло совсем — 17-е место со всеми тремя запоротым прыжками.
На следующий день Чен сделал шесть квадов. Причем не просто, как обычно, в режиме тренировки под музыку — он катался так зло и энергетически заряженно, как никогда до этого. Да, это был все еще не тот Нейтан, который в следующем пекинском цикле будет выносить всех, включая Ханю, с терминаторским спокойствием. И он так и не взял медаль, став лишь пятым. Но именно тогда, прямо во время той произвольной он превратился из просто подающих надежды мальца-попрыгунчика в настоящего супертопа.
До сих пор Саша Трусова для мирового фигурного катания — это пятилетний Моцарт.
Вундеркинд, который дает концерты, изумляя публику сочетанием возраста и таланта. Но у каждого такого гения настает момент, когда он или превращается в большого мастера, или так и остается с воспоминаниями о том, как он был крут когда-то там (и таких примеров выросших, никому не нужных экс-Моцартов миллион).
Трусова — абсолютный уникум, девочка, который двигала и продолжает двигать фигурку в прыжковый космос, Русская Ракета и все те титулы, которые ей абсолютно заслуженно дали. Пока нет только одних — соревновательных. Ни одного большого во взрослой карьере.
Стокгольм и 12-е место после короткой — это тот рубеж, когда пора выходить за рамки.
Эта произвольная для Трусовой нормально и по-человечески закончиться не может — она закончится или величайшим камбэком (медаль здесь второстепенна), или запомнится оглушительным провалом.
Так что пора устроить дракарис — на этом ЧМ завязано слишком многое.
Саша — единственная спортсменка с запасом на ближайшие несколько лет, у кого реально получается без Тутберидзе. Она доучила все квады, добавила в пластичности и стала лучше кататься. Даже несмотря на сорванную короткую, у нее третьи компоненты на ЧМ. Пару лет назад этот факт звучал бы анекдотом, а сейчас — реальность, но ценность всех этих улучшений в отрыве от результатов нулевая.
Ответ на вопрос «есть ли жизнь после Тутберидзе?» сейчас целиком и полностью зависит от Трусовой. И очень хочется, чтобы он был положительным, просто хотя бы потому, что большая фигурнокатательная держава не может настолько зависеть от одной фабрики чемпионов.
Путевка в Пекин-2022 для Саши тоже во многом разыгрывается уже сейчас, а не на предолимпийском ЧР. Валиева, Усачева и Хромых — троица, которая летом выйдет во взрослые, спокойно может в полном составе и на Олимпиаду рвануть при определенных раскладах. Когда претендентов на места в сборную становится слишком много, было бы наивно полагать, что все будет решаться на льду.
Ставка от федерации — важная и, возможно, ключевая вещь в распределении мест. Вспомните баллы от русских судей Туктамышевой за последние пару лет, которые потом выливались в мизерные компоненты на главных мировых стартах. И как «накачка» последнего полугодия (сказано сугубо в положительной коннотации) помогла Лизе подняться в глазах рефери ISU до топ-уровня.
Трусова как третий номер сборной по итогам ЧМ — это практически без шансов на лояльность в следующем сезоне. Трусова с пятью квадами — это то, что невозможно игнорировать в контексте Пекина.
Этот ЧМ в каком-то смысле вещь в себе. Он завершает цикл. Не олимпийский, но какой-то другой — он подводит черту под аббревиатурой ТЩК, собравшей в себе трех выдающихся девушек. Следующий сезон точно будет отдельный циклом, а после Пекина вообще начнется третий.
И вот среди этого трехбуквия трофейное наследие оставила каждая, даже Косторная, которая начисто провалила сезон. Только Трусова не оставила — даже истории по-настоящему знаковой нет.
Когда, если не сейчас. Особенно, когда в современной фигурке один цикл чаще всего и равен праймовому периоду в карьере.
16,18 балла — это та пропасть между Сашей и Аней Щербаковой, которую и пять квадов могут не снивелировать. Но если вы не верите в чудеса в спорте, я вам напомню одну историю.
Четыре года назад промозглым февральским вечером в Париже футбольный «ПСЖ» вынес в плей-офф ЛЧ «Барселону» со счетом 4:0. В проход каталонцев не верили даже их болельщики (ну, если только совсем уж безумцы). А вот местная газета Mundo Deportivo (или Sport — уже не помню, да и не так важно) перед ответкой взяла, да и вышла с передовицей «Creemos en la Remontada» — «Мы верим в возвращение».
Вечером того же дня «Барса» обыграла «ПСЖ» 6:1 с решающим голом на 95-й минуте, и уже было совершенно неважно, что там их ждало дальше (а ждал вылет в следующем раунде). Та игра вошла в историю как и та «Барса», сотворившая невиданный доселе камбэк.
«Главное — верить» слишком плоский ответ на вопрос, как это стало возможным. Точно не главный, но и точно абсолютно необходимый.
Одна вера не поможет Саше прыгнуть пять квадов в произвольной. Но без нее это совершенно невозможно.
Поэтому, если ради великого камбэка, на который поставлено так много, надо кому-то побыть безумцем — пусть это буду я. Ремонтада Трусовой возможна, скриньте.
«Триксель-пиксель» — телеграм-канал Александра Петрова, где фигурки еще больше