«Мама предлагает закончить, понимает, что тяжело». Самодурова — о судействе, трикселях и фотосессии Туктамышевой
Чемпионке Европы Софье Самодуровой этим летом исполнится 19 лет. В сезоне 2020/21 из-за огромного уровня кокнуренции фигуристка из группы Алексея Мишина дважды заняла четвертое место на этапах Кубка России, замкнула топ-10 чемпионата России и завоевала бронзу на международном турнире в Минске. При этом Самодурова отличалась чистым катанием, а ее программы нравились многим болельщикам.
За пару часов до шоу в честь юбилея Мишина корреспондент Sport24 Константин Лесик поговорил с Соней о прошедших турнирах, планах, критике судейства, увлечениях, татуировке, дружбе с Лизой Туктамышевой и многом другом.
Первая встреча с Мишиным и подарок тренера
«Желаю Алексею Николаевичу всего! В первую очередь, здоровья. И хороших учеников», — начиначает Самодурова с поздравления легендарного тренера.
— Таких, как ты.
— Не совсем. Можно и получше (смеется).
— Помнишь свою первую встречу с ним?
— Я приходила в группу к Татьяне Николаевне Мишиной и Олегу Станиславовичу Татаурову, который тогда работал в нашей команде. В какой-то момент пришел Алексей Николаевич, чтобы посмотреть на меня. Я исполняла по очереди все прыжки, начиная с тулупа и сальхова. Так дело дошло до тройного лутца, которым я тогда не владела. Упала первый раз, второй. Но сделала с третьей попытки.
За это мне Алексей Николаевич подарил наборчик: там были духи, крем для тела и что-то еще. Это было безумно приятно.
Алексей Николаевич говорит, что у меня скоро будет тройной аксель
— Как оценишь завершившийся сезон?
— Довольна последним стартом — финалом Кубка России. Хоть начиналось все достаточно драматично — не получился первый элемент (сдвоенный флип, — Sport24). Хотелось просто уйти со льда и больше не докатывать программу. Я никогда не ошибаюсь на первом прыжке. Да и вообще в первой половине.
Но я довольна, что сумела собраться и докатать до конца. Все благодаря нереальной поддержке зала. Я реально кайфанула. Таких ощущений у меня не было давно.
— В этом сезоне для тебя все главные турниры проходили на территории России. Как тебе такой формат?
— Хорошо, что у нас в принципе были соревнования. Не важно, где. Главное — получить отдачу от зрителей и порадовать тренера. Конечно, хотелось бы поехать за границу. Но в таком формате тоже вышло хорошо.
— Какие планы на ближайшие месяцы?
— Добить тройной аксель. И начать заниматься постановкой программ. По сборам пока непонятно.
— Планируешь оставлять программы на следующий год?
— У меня уже есть идея новой программы на произвольную программу. Есть мысли по поводу короткой, но там много вопросов. Это все надо обсуждать и согласовывать с тренерами. Программы, конечно, я буду менять. Надо держать эту планку и стараться делать постановки лучше и лучше.
— Тройной аксель близко?
— Сейчас больше идет работа на докрут, чем на выезд. В прошлом году я его выезжала, но там был большой недокрут. Если Алексей Николаевич говорит, что триксель скоро будет, значит, он скоро будет. Я чувствую, что могу его сделать, чувствую прогресс.
— В одном из интервью у тебя проскакивало про четверной тулуп…
— Пробовала его где-то год назад в последний раз. А пока все мои усилия направлены на тройной аксель.
— Чего тебе не хватает, чтобы наконец совладать с ним?
— Если вы посмотрите на мой двойной аксель, то вы увидите, что я там лечу как фанера над Парижем, головой вперед. Сложно переключиться и не делать этого на тройном. Не нужен этот наклон перед прыжком, больше стопора и побольше высоты.
— Неприятный период взросления, когда фигуристки испытывают проблемы с прыжками, позади?
— Этот период пришелся на прошлый сезон. Тогда было тяжело. Но я боролась. И успешно выступала, на мой взгляд. Не дала слабину на основных стартах. Сейчас этих проблем уже нет. Моя форма стабилизировалась, можно идти вперед.
Проблем с тем, чтобы держать вес, у меня уже нет. Вопросы по поводу лишних килограммов остались в прошлом. Даже вспоминать не хочется, какая я была тем летом (смеется).
— Приходится соблюдать диеты?
— Главное — не есть что-то мучное, сладкое во второй половине дня. Но я это себе иногда разрешаю. Смотрю по своему состоянию.
Судейство, тикток, учеба и татуировка
— В твоих интервью после прокатов можно часто услышать критику судей. Это эмоции или ты действительно считаешь, что где-то можно поставить и побольше?
— В какой-то степени эмоции, но в некоторых моментах в этом сезоне я готова поспорить с судьями. Даже Алексей Николаевич говорил мне, что кое-где можно было поставить побольше. Поэтому, есть моменты, где я не согласна.
— У тебя уже 15 тысяч подписчиков в тиктоке.
— Ого, а я даже не слежу за этим. Захотела, выложила. Это просто развлечение. Контент-плана и какой-то планки нет.
— Ты сейчас учишься на первом курсе в НГУ им. П. Ф. Лесгафта. Трудно совмещаться с тренировками?
— Где-то полегче, где-то тяжело. Бывают, что преподаватели вредничают. В общем, сложно, но можно. Тренировки не пропускаю, они превыше всего. И преподаватели это понимают. Хоть и не все (улыбается).
— На некоторых фотографиях у тебя в подлопаточной области можно заметить татуировку львицы. Почему сделала ее?
— Это мой знак зодиака. Многие меня ассоциируют именно со львицей. И характер у меня боевой, даже Алексей Николаевич говорит, что пру как танк. Мне кажется, что это идеальная татуировка для меня.
«Мама предлагает закончить со спортом, понимает, что тяжело»
— В одном из интервью ты говорила, что мама предлагает тебе заканчивать со спортом. Сейчас это уже изменилось?
— Нет такого, что она меня уговаривает. Просто предлагает. Понимает, что мне тяжело. Ведь бывают неудачные тренировки. Это же мама, она переживает за меня. Как и любая мать.
(У Сони неожиданно выступили слезы, делаем небольшую паузу)
— Что-то случилось?
— Нет-нет, все в порядке. Просто мама сейчас за границей. Давно не виделись, скучаю. Сейчас она уехала в Казахстан. Работает в строительной компании. Очень востребованный человек в этом деле. В конце марта должна приехать.
— А как сама находишь мотивацию?
— Мне просто нравится то, чем я занимаюсь. Сам тренировочный процесс. Это ощущение усилилось после произвольной в финале Кубка России. Я вышла со льда и поняла, что получила удовольствие, отдала всю себя на льду и получила энергию обратно от зала. Новые силы появились почти сразу. А мотивации работать стало еще больше.
Мысли все бросить и уйти, конечно, были. В основном в прошлом сезоне. Но я очень быстро отхожу, думаю про себя: «Ты чего, тебе же нравится это». Все равно это все кратковременные эмоции. Серьезных намерений и обсуждений с тренерами никогда не было.
«Понравилась фотосессия Лизы Туктамышевой»
— Есть ли у тебя какая-то возрастная отметка, до которой ты хотела бы кататься?
— Я живу сегодняшним днем. Никто не знает, что произойдет завтра.
— На финале Кубка России ты около десяти минут ждала Лизу Туктамышеву, когда она давала интервью. А потом очень тепло ее обняла. Помнишь свои эмоции в тот момент?
— Была очень сильно и искренне рада за Лизу. Мы с ней очень хорошо общаемся. Я мало с кем из группы хорошо общаюсь. Может, человека два. И Лиза — одна из них. Просто я знаю, как она тренируется. Знаю, сколько она шла к этому чемпионату мира, как она отдает на льду всю себя. Это надо видеть.
Человек борется на соревнованиях, находит мотивацию выступать дальше, хотя в этом году ей исполнится 25 лет. Это дорогого стоит. Искренне рада за нее.
— В последнее время вы стали теснее общаться?
— Да, конечно. Особенно в этом сезоне. Летом провели много времени вместе, гуляли. И как-то сблизились.
— Тебе понравилась ее фотосессия?
— Да, почему нет? Очень красивая!
— Было много комментариев.
— Это ведь журнал «Максим». Кто бы туда ни пришел, это всегда вызовет большой резонанс. И без негативных отзывов, к сожалению, никак. Кто-то на это смотрит нормально, а кто-то говорит: «Ой, какой ужас». Мне очень понравилось. Но самое главное, что понравилось самой Лизе.
— Сама бы могла принять участие в такой фотосессии?
— Не знаю, не думала об этом (смеется).
Подруги, вокал и обращение к фанатам
Болельщикам было предложено задать Соне вопросы в телеграм-канале автора. Публикуем некоторые из них.
— Чем бы занималась, если бы не фигурное катание?
— Первый вариант — вокалом. Пою каждый день! Второй — танцами. Относительно недавно начала ими заниматься. Возможно, после окончания карьеры попробую как-то реализовать себя с пением: можно найти хорошую студию, записать свою песню. Насчет альбома пока не уверена. Не знаю, хватит ли у меня словарного запаса и вдохновения (смеется).
— Есть лучшие подруги?
— Да, их две. Тоже фигуристки — Алина Соловьева и Соня Шевченко. Соня живет в Москве, но мы отлично дружим на расстоянии, созваниваемся.
— Какой турнир тебе запомнился больше всего?
— Чемпионат Европы — 2019. У меня остались одни положительные эмоции. Хотя те прокаты, честно говоря, я не пересматриваю. Да и специально не вспоминаю. Было и было. Нет такого, что я ностальгирую, открываю ютуб и включаю выступления в Минске. Свои прокаты я пересматриваю только сразу после соревнований, чтобы понять ошибки.
Еще из запоминающихся стартов могу выделить чемпионат мира и командный ЧМ. У нас тогда был очень сплоченный коллектив — все друг друга поддерживали. К тому же тогда в команде были такие авторитетные для меня личности: Вика Синицина и Никита Кацалапов, Наташа Забияко и Саша Энберт.
— Есть, что сказать болельщикам в конце интервью?
— В этом сезоне поддержка моих болельщиков была как никогда огромной. Помню, как за меня заступались, когда я была не согласна с судьями. Я прочитала очень много комментариев: «Соня борется», «Соня молодец». Скажу так, я вывезла этот сезон во многом благодаря вашей поддержке. Спасибо вам большое.
Скачать приложение Sport24 для iOS
Скачать приложение Sport24 для Android
Подписывайтесь на youtube-канал Фигурка и смотрите самые интересные видео о фигурном катании
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.