logo
Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
Валерия
Москвина

Америка против России: как судят фигурное катание. Зря мы хейтим наших арбитров

Когда дома помогают не только стены.

Фигурное катание
18 января 2021, Понедельник, 15:25
Getty Images / Евгений Семенов, Sport24

Домашние российские старты, особенно в нынешнем сезоне, у многих болельщиков ассоциируются с судейскими скандалами. Интриги, расследования, непонятные разрывы в 10 баллов при одинаковых прокатах и избирательная придирчивость к элементам от судей. К этому всегда приковано много внимания, а споры на различных платформах не утихают неделями. И, если вы не так активно следите за фигурным катанием, может показаться, что такой бардак происходит только в России.

На прошлой неделе в Лас-Вегасе решалась судьба путевок на чемпионат мира для американских фигуристов. По московскому времени эти соревнования проходили глубокой ночью, с общедоступной трансляцией были проблемы (такие вопросы легко решаются с помощью VPN, но многие банально не хотят заморачиваться, чтобы посмотреть несколько прокатов), а борьба, возможно, для многих была не такой интригующей, как на других турнирах. Тем не менее и тут не обошлось без странного судейства. На случай, если вы пропустили, рассказываем об оценках на чемпионате Америки и пытаемся сравнить их с оценками чемпионата России.

Getty Images

Для начала стоит отметить главное различие между политикой выставления оценок на национальных первенствах в России и в Америке — у нас ты можешь быть чемпионкой Европы, чисто откатать программу и все равно получить мизерные баллы, потому что занимаешься не в той спортивной школе. В США же оценки выставляют по принципу лидерства и имени. Брэди Теннелл и Мэрайя Белл заведомо получают бОльшие баллы, потому что банально имеют опыт более-менее стабильных выступлений на международной арене. У американцев просто нет такой длинной скамейки запасных.

К оценкам ставшей двукратной чемпионкой США Брэди Теннелл как раз больше всего вопросов. И ей правда простили несколько недокрутов как в короткой, так и в произвольной. Судейская бригада отметила недокрут в 90 градусов лишь на каскаде тройной лутц — тройной тулуп в произволке. В компонентах спортсменка получила 74,16 балла и даже заработала одну «десятку» за интерпретацию. Критерии для компонентов, конечно, существуют, но в вопросах интерпретации, композиции и представления программы это настолько вкусовщина, что даже спорить нет смысла.

Сравнивать американку с Трусовой или Щербаковой, которые прыгают не по одному кваду в своих программах, смысла нет никакого — у них отрыв по технике в 20 баллов. Зато с оценками Дарьи Усачевой можно сравнивать смело: базовая стоимость контента спортсменок отличается лишь на 0,27 балла в сторону россиянки. Теннел за свой прокат получила 153,21 (79,05+74,16), Усачева — 153,84 (80,93+72,91). Только Теннел — лидер сборной, а в фигурном катании есть негласное правило: чем выше тебя оценивают дома, тем лучше твои оценки на международном уровне (отсюда мы и получаем желание федераций побежать впереди паровоза и оценить своих спортсменов на максимум). А вот Усачева — дебютантка чемпионата России, и ее ближайший международный турнир по взрослым — это Гран-при следующего сезона (хотя в нынешней ситуации об этом загадывать сложно). Чувствуете разницу?

Непонятная ситуация произошла с Габриэлой Иццо. За прокат короткой она получила 62,32 балла, но самое интересное — в разнице между худшей и лучшей оценкой от судей. Один судья оценил ее прокат в 72,61 балла, а другой — в 53,25. Это 19,36 (!) балла. В произволке похожая история: худшая оценка — 102,71, лучшая — 122,10. Такое даже на Кубке России в Сызрани найти сложно.

Джейсон Браун вновь собрал все негодования любителей «мужского» катания (хотя, что принимается под этим, не совсем понятно. Количество четверных? Каждый работает в силу своих возможностей, не обязательно прыгать пять квадов в произвольной, чтобы давать определенную энергетику, которую можно назвать «мужской»). В короткой программе с сольным флипом, тройным акселем и каскадом из тройного лутца с тройным тулупом он получил 100,92 балла. Все вращения и дорожка шагов были исполнены на четвертые уровни, одиннадцать «десяток» в компонентах и ни одной надбавки GOE меньше +3. Но, что ему сделать, если он катает на такие оценки? Если он правда один из лучших в мире по вращениям, скольжению, интерпретации? Если у него отличная техника тройных: высота, пролетность, отталкивание, группировка. Есть одна ошибка — плоское/неверное ребро на лутце, которое судьи не отмечают. И это единственное, почему у зрителя могут быть вопросы к технической бригаде. Один из главных принципов системы оценивания сейчас — поощрение качества исполнения. И Браун этим пользуется, потому что это позволяют делать и его данные, и федерация.

Противопоставляли Джейсону оценки Ярослава Паниота, который исполнял каскад с четверным флипом. И тут есть две причины, по которым в короткой он проиграл аж 20 баллов Брауну. Во-первых, каскад четверной флип — тройной тулуп был исполнен на минусы, по итогу комбинация прыжков Ярослава стоила лишь на балл больше лутц-тулупа Джейсона. Во-вторых, для Паниота это первый год выступлений за Америку (раньше он представлял Украину), у него банально нет той поддержки, которая есть у Джейсона, который представляет США не один сезон. Отсюда и небольшие GOE, и колоссальная разница в компонентах с топами.

А если говорить о чемпионате России, то у нас ведь победила не техническая сложность, а исполнение. Михаил Коляда набрал в сумме близкие к космосу 296,15 балла, исполнив при этом лишь три четверных тулупа на две программы. Макар Игнатов остановился в тридцати баллах от Коляды, но он заходил на пять четверных, в том числе на риттбергер. Миша одними только компонентами выиграл у соперника 15 баллов, что уже говорить об исполнении дорожки шагов и всех вращений, с которыми у него проблем точно нет.

К танцам на льду тоже есть вопросы: заоблачные 90,10+132,83 у дуэта Чок/Бейтс и 89,66+134,90 у Хаббел/Дохонью. И тут мы можем вспомнить 87,28+132,88 для Степановой и Букина на чемпионате России. Для всех трех дуэтов эти оценки означают +10 баллов к их официальному международному лучшему результату. Не стоит забывать и о 91,13 в ритм-танце для Синициной и Кацалапова на Rostelecom Cup в ноябре. До чемпионата России ребята не доехали из-за коронавируса, но сложно отрицать тот факт, что там при чистом прокате они могли получить еще больше.

Трудно оценивать, какая из федераций оказалась более щедрой и кто кого обставил по итогу. Да и искать справедливость на национальных первенствах — задача не из легких. Но точно можно сказать, что американцы не хотят теряться ни в одной из дисциплин и точно не допустят того, чтобы их спортсменов как-то недооценивали на международном уровне.

Sport24

Скачать приложение Sport24 для iOS

Скачать приложение Sport24 для Android