Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
Фигурное катание
16 ноября 2020, Понедельник, 10:35

Система судейства в фигурном катании: почему споры об оценках никогда не исчезнут

Getty Images
Поделиться
Комментарии
Субъективизм рулит и при нынешней системе.

Судейство в фигурном катании — одна из самых скандальных тем, не теряющая актуальность десятки лет. Вопросы к оценкам были и во времена, когда действовала шестибалльная система оценивания, а введение нынешней системы точно не упростило жизнь болельщикам, а, скорее, добавило новый виток в спорах и обсуждениях.

Понимание, как работает эта система, вряд ли поможет смириться с «десятками» в компонентах Нейтана Чена, потому что с этим смириться сложно. Зато даст общее понимание, как работает (или должен работать) весь судейский аппарат.

«Когда ты судья, ты не можешь показывать свои эмоции. Иногда это сложно, потому что ты хочешь улыбнуться, когда видишь потрясающий перфоманс. Иногда ты переживаешь за фигуристов, которым не удается выступить хорошо, хочешь дать им знать об этом, но не можешь. Потому что это будет предвзятость», — судья ISU Венди Энзман в интервью для американской газеты The Boston Globe.

Судейская коллегия разделена на техническую и судейскую бригады. Первые присваивают уровни элементам, ставят недокруты, определяют падения. Вторые ответственны за выставление GOE (оценка качества отдельных элементов) и компонентов.

Рассмотрим их работу на примере лутца. Оценка прыжка начинается не с отталкивания, а с момента, когда спортсмен только заезжает на него. Судьи смотрят на сложность захода. Это могут быть сложные шаги, хореографические элементы, вариации корабликов.

В момент отрыва определяется, с внутреннего или внешнего ребра спортсмен вкрутился в прыжок. Если ребро неверное, то оно должно быть отмечено соответствующей отметкой: «!» — неясное ребро, «е» — неверное ребро, стоимость элемента на 30% меньше заявленной.

Далее судьи смотрят на группировку, положение в воздухе и ось во время крутки. Приземление тоже важно: техническая бригада проверяет прыжок на докрут и может поставить q (недокрут ровно 90 градусов), < (недокрут от 90 до 180 градусов, снижение базы на 30%), << (недокрут больше 180 градусов, понижение стоимости до прыжка уровнем меньше). Также оценивается то, насколько четко фигурист приземлился и выехал, не шатало ли его, не подставил ли он вторую ногу для удержания равновесия. И после этого судейская бригада выставляет спортсмену оценку за исполнение: от -5 до +5.

Компоненты часто называют субъективной оценкой, но и для них есть свои критерии. Каждая составляющая оценивается после проката фигуриста от 0,25 (чрезвычайно плохо) до 10 (превосходно).

В мастерстве катания оценивают использование глубоких ребер, шагов и поворотов, равновесие, работу колен, легкость, скорость, владение скольжением на одной ноге.
В критериях для связок (также их называют транзишенами) прописаны непрерывность движений от одного элемента к другому, разнообразие шагов, их сложность и качество.

В артистизме — «вовлеченность» спортсмена в процесс передачи аудитории содержания музыки, умение «подать себя» аудитории, осанка, четкость движений, разнообразие движений, эмоции спортсмена, образ.

В композиции — идея, концепция, рисунок программы, использование ледовой площадки, оригинальность.

В интерпретации музыки — движения и шаги в соответствии с музыкой, выражение характера музыки, использование персональных возможностей спортсмена, демонстрирующих внутреннее чувство музыки и композиции.

И здесь по-прежнему субъективизм играет значительную роль. О чем это говорит? Споры вокруг оценок не закончатся никогда, какую бы систему ни внедрили.

Подписывайтесь на youtube-канал Фигурка и смотрите самые интересные видео о фигурном катании

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0