«Соревнуемся с Туктамышевой в исполнении акселя. Пару раз выигрывала». Гулякова о Мишине, четверном, золотой медали

Алина Загитова, Евгения Медведева, Елизавета Туктамышева, Александра Трусова, Анна Щербакова и Алена Косторная — эта шестерка девушек постоянно на слуху. Но на медали в новом сезоне будут претендовать не только они. Анастасия Гулякова, которая тренируется в группе у Алексея Мишина, в феврале победила в финале Кубка России, готова штурмовать более серьезные вершины. Настя прыгает тройной аксель и учит четверные. А еще недавно окончила школу с золотой медалью.
Корреспондент Sport24 Константин Лесик поговорил с фигуристкой о ее карьере и планах на будущее.
«Были в гостях у Мишина три дня»
— Получилось выйти на лед?
— Пока нет. В последний раз каталась в конце марта.
— Какие перспективы?
— Наша группа работает в Кисловодске с 1 по 20 июля. Но я сама еду только 7-го числа, потому что 6-го ЕГЭ по русскому. Для всех сборы продлятся 20 дней, а я вернусь в Питер немного раньше — 18-го, потому что 20-го экзамен по биологии. Буду готовиться к нему прямо на сборах, в свободное время.
— Как прошли эти долгие месяцы без льда?
— Я очень много читала, готовилась к экзаменам. Занимаемся с Татьяной Николаевной Прокофьевой по видеосвязи. С Алексеем Николаевичем Мишиным созваниваемся, он спрашивает, как у меня дела. Тренеры очень переживают за меня.
— Как дела с программами?
— Образы точно новые. Пока не могу раскрыть всех секретов. Произвольная получится более современная, да и короткая будет далека от классики.
— Есть ли плюсы у такой большой вынужденной паузы?
— Да. Мы очень много занимались хореографией, работали над новой программой на полу, по видеосвязи. Сами учили разные связки танцев, которые потом дорабатывали с Татьяной Николаевной.
Еще плюс — появилось больше времени, учила ЕГЭ. Поступаю в Университет имени Лесгафта. Вступительные экзамены в августе.
— Не так давно вы ездили на дачу к Алексею Мишину вместе с Лизой Туктамышевой и Соней Самодуровой. Чем занимались?
— С нами были еще Глеб Лутфуллин и Женя Семененко. Мы занимались просто всем — прыгали на батуте, играли, бегали, ездили за водой, рыбачили, катались на лодке, ходили в баню. Покупаться не успели. Были в гостях целых три дня.
«Сделала тройной аксель с третьей попытки»
— Помнишь, как ты попала в фигурное катание?
— Помню. Родители привели меня в группу здоровья. Как-то все завязалось. В большой спорт не собирались. Меня привели в три с половиной года. Первым делом я просто села на лед и поползла. Тренировалась в Первоуральске — это в тридцати минутах езды от моего родного города Ревда в Свердловской области.
Помню, как нас посвящали в фигуристы — мы проехали от бортика до бортика, нас выводили за ручку и давали подарки. Мы были счастливы.

— Почему тебя отвели именно в фигурное катание?
— Были небольшие проблемы со здоровьем.
— Как вы переехали из родного города?
— Решили переходить на более серьезный уровень, когда я переехала в Москву. Мой прогресс заметили тренеры в Первоуральске. Посоветовали попробовать поехать в Москву к Илье Сергеевичу Климкину.
— Какие прыжки умела делать, когда переезжала из родного города?
— Приехала с двойными, с каскадами два-два, с «балалайкой» (неправильное положение ноги во время прыжка. — Sport24). Меня от нее отучили. Постепенно начала исполнять тройные.
— Когда впервые попробовала тройной аксель?
— Еще в Москве. Просто подъехала к Илье Сергеевичу и сказала: «Можно попробовать тройной аксель?» Он говорит: «Пробуй».
И я стала пытаться. Меня Леша Рогонов держал на удочке. Потом началась раскоординация — я потерялась на неделю или две. Не могла зайти даже на двойной. Не чувствовала прыжки вообще.
Первая попытка тройного акселя без страховки завершилась падением. Получилось выехать с третьей.
— Сколько раз у тебя получается делать аксель на тренировке?
— Два-три раза могу упасть с чистого, но в остальных случаях выезжаю. Делаю около 20 раз на тренировке, которая идет где-то 1:15 — 1:30.
«На тренировках соревнуемся с Туктамышевой в исполнении акселя. Пару раз выигрывала»
— Тренируете аксель вместе с Лизой Туктамышевой?
— Да.
— Конкурируете между собой?
— Это у Алексея Николаевича любимое. Устроить соревнование.
После прыжков он нас берет за руки как боксеров. И кто победил, того руку поднимает вверх. Если обе сделали, то поднимает руки обеих. А если не сделал, то опускает руки вниз.
— Давай честно. Ты побеждаешь?
— Честно, нет. Только пару раз выигрывала. Пару раз была ничья. В этих случаях Алексей Николаевич опускает наши руки со словами «это плохо».
— Вдвоем с Лизой соревнуетесь?
— С нами еще Соня иногда играет. А с мальчиками бесполезно соперничать, они все равно сделают. Но можно в таком же стиле с четверным попробовать. Мы еще такого не делали.
— Как у тебя дела с четверным? Читал, что ты пробовала сальхов и тулуп.
— Оба этих квада пробовала уже в Москве. В основном я падала, но пару раз делала чисто. В какой-то момент мы резко перестали делать из-за подготовки к соревнованиям, потому что это травмоопасно.
Потом был большой перерыв, и перед самоизоляцией я снова попробовала исполнить четверной тулуп на льду.
— Как выглядели самые успешные попытки?
— Выезжала недокрученный.
— Недокрученный настолько, что судьи увидят?
— Да, конечно.
Длинные ноги и золотая медаль
— Какой у тебя рост?
— Где-то 166-167 сантиметров.
— Чувствуешь себя высокой фигуристкой?
— Нет. Но ноги у меня длинные, это красиво (улыбается). Мне хорошо.
— О задачах на сезон говорить сложно. Но давай все-таки попробуем.
— Дальше выходить на взрослый уровень, заработать «сизн бест», показать себя на этапах Гран-при. Но для начала надо хорошо выступить на контрольных прокатах, чтобы дали выступить в серии. А дальше посмотрим. Главное — выступать чисто. И наконец катать с тройным акселем!
— Получалось отрабатывать прыжки на полу?
— Да, прыгаю каждый день — двойные, тройные, три-три, на скакалке, на спинере, с резиной.
— Тройной аксель, четверные?
— Аксель — да. Четверные — нет. На полу прыгать травмоопасно.
— У тебя красный аттестат, золотая медаль. Делали скидку, что ты спортсмен?
— Скидок не делали, так как весь класс был спортивный. Даже если я пропускала уроки из-за соревнований, то сдавать приходилось в два раза больше.
— Где находила время?
— С детства привыкла делать все домашние задания на перемене. Учителя звонили маме и говорили: «Почему у вас дочка сидит и делает домашние задания?»
— То есть ты садилась за уроки сразу же, как получала задание?
— Да! Потому что после школы меня сразу же забирали на каток.
В Питере точно так же. Появляется свободная минута — сажусь и делаю задания.
— В Петербурге тоже ходила в школу или была на домашнем обучении?
— Точно так же ходила. Приходила к девяти, сидела на одном-двух уроках, потом шла на тренировку, занималась и возвращалась обратно в школу. В свободный от тренировок день полностью погружалась в учебу.
«Четверные опасны. Трусовой и Щербаковой — респект»
— Прокаты свои не смотришь?
— Как выступлю, сразу смотрю, ищу ошибки. И больше не включаю. По сто раз свои прокаты не смотрю. Не люблю.
— А комментарии о себе почитать?
— Ой, это не моя тема. Но есть и хорошие комментарии. Про меня писали, что я выросла в плане прыжков, катания и харизмы после перехода к Алексею Николаевичу! Я и сама это заметила.
— А выступления других фигуристов?
— На соревнованиях перед своим прокатом не смотрю никого. После — иногда могу.
— Кто нравится?
— Нейтан Чен, Юдзуру Ханю. Очень люблю Каролину Костнер, она мне очень нравится. Те же японки — Рика Кихира, Сатоко Мияхара, Каори Сакамото. У каждого есть что-то свое.
— На сборах много удается общаться с иностранцами?
— У нас все сборы проходят с иностранными спортсменами. Это огромный плюс. Много общаемся на английском. Потом возвращаешься домой и думаешь, что забыл русский (смеется). На этих международных практиках смотрим с ребятами друг на друга, берем для себя что-то новое.
— Кто-то из иностранцев произвел на тебя впечатление?
— Есть такой мальчик из сборной Италии — Даниэль Грассль. Были вместе на сборах в горах. Он может вот так сделать (щелкает пальцами), выйти на новых коньках на тренировку и сразу же делать четверные. На первой же тренировке на новых коньках! Делает четверной лутц и говорит: «А давайте я пятерной попробую». И пробует перекрутить квад!
Этот мальчик борется за свое дело. Очень храбрый! Идет и не боится. У меня бы на его месте давно бы уже сердце в пятки ушло. То же самое можно сказать и про Сашу Трусову с Аней Щербаковой. Четверные опасны, особенно для девочек. Поэтому им тоже респект.
«Не сомневалась, что Туктамышева сделает четверной»
— А тебе самой страшно заходить на четверной?
— На лутц — да. Но относительно сальхова и тулупа — нет. Но в любом случае ты ниже льда не упадешь (улыбается). Мне так в детстве говорили.
— ISU пытался изменить правила оценки прыжков. И сначала уравнял лутц с флипом (потом отменил реформу). Для тебя есть разница по сложности в этих прыжках?
— В принципе, нет. По большому счету, мне без разницы, что сколько стоит. Но совсем понижать их цену, конечно, не надо. Чтобы была мотивация учить что-то новенькое.
— Тренер малышей из «Хрустального» Алена Высоцкая мне недавно сказала в интервью, что четверные должны стоить 20 баллов.
— Она в чем-то права. Их очень сложно выучить. Мало кто делает квады. Такие баллы могут быть бонусом. Но 20 — это слишком. Такого не надо. А то те, кто регулярно делает четверные, улетят в космос. А мы со своими тройными акселями будем внизу (смеется). Тогда и тройной аксель нужно тоже поднять в цене!
— Реально ли выучить четверной уже во взрослом возрасте?
— Лиза Туктамышева это доказала. Она сделала тулуп. И я тоже стараюсь выучить.
— Тебя удивил ее успех?
— Нет, я в ней вообще не сомневалась! Она старалась, долго и упорно к этому шла. И сделала его.
Подписывайтесь на youtube-канал Фигурка и смотрите самые интересные видео о фигурном катании
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.