«Саша Трусова — космос. Другим можно не выходить». Олимпийская чемпионка — о русском феномене

В канадской Келоуне в выходные завершился второй этап Гран-при. Сборная России выиграла два золота (Александра Трусова и пара Александра Бойкова/Дмитрий Козловский) и бронзу (пара Евгения Тарасова/Владимир Морозов). В шоу «Фигурка» пришла олимпийская чемпионка Аделина Сотникова. Вместе с ведущей Эммой Гаджиевой они обсудили итоги этапа.
— У россиян два золота и одна бронза на этапе в Канаде. Это хорошо?
— Очень прилично. Учитывая, что это только первый старт для ребят, которые выступали на Skate Canada. Все сейчас исправят ошибки, и на следующем этапе мы увидим катание еще лучше.
— Спортивная пара Александра Бойкова и Дмитрий Козловский выиграли канадский этап. Дима сказал в интервью, что много лет Skate Canada считается одним из самых сложных и престижных этапов. Раньше такое мы не слышали.
— Честно говоря, я тоже. Но, наверное, он следил хорошо за этапами Гран-при и делал для себя пометки. Интересно, кстати, что он это выявил.
— Может быть, это связано именно со спортивными парами?
— Да, сейчас канадская школа стала очень сильной. Все хорошо готовы и хотят побеждать. Вот так посмотришь на этап Гран-при, а там все достойные ребята, и на них хочется смотреть.
— У Евгении Тарасовой и Владимира Морозова — бронза. Это совсем не тот результат, на который они рассчитывали. Но ребята прибавили в скольжении, у них красивые костюмы. Теперь вот работают с Мариной Зуевой. Правильно ли уйти к человеку, который тренирует танцевальные, а не спортивные пары?
— На открытых прокатах я отметила, что они прибавили и в скольжении, и внешне, и эмоционально. Раньше у них этого не было, а теперь появилась какая-то магия между собой. На них очень приятно смотреть. Не скажу, что техника изменилась. На прокатах было все отлично. Женька и Вова классно делали элементы. Мне кажется, что этот результат — просто нервы. Они ведь поменялись и хотят показать только лучшее.
— Теперь про мужское одиночное катание. В победе Юдзуру Ханю никто же не сомневался.
— Иногда Ханю психологически может быть не готов. А сегодня он просто бог.
— Андрей Лазукин не очень удачно откатал произвольную программу. А в итоге все равно 8-е место.
— Мне кажется, что нужно Сашу Трусову перевести в квалификацию к мальчикам. И вообще всех наших маленьких девочек. На самом деле, не знаю, что сказать. Все равно ребята работают и стараются.
— Но он ведь прыгает четверной лутц. Ладно бы не прыгал.
— Все прыгают. Это возраст. Хотя вот на Ханю посмотришь и ничего не скажешь.
— У наших всегда возраст. Уже третий олимпийский цикл пошел.
— Плохому танцору все мешает.
— Следишь за танцами на льду?
— Я не так разбираюсь в танцах. Даже не знаю, кого отметить. Все артистичные, классные, показывают спектакль на льду. Конечно, нельзя не отметить Сашу Степанову и Ваню Букина. Я смотрела их выступление в повторе, и мне очень понравилось. Вику и Никиту (Синицина и Кацалапов. — Sport24) пока еще не видела. На прокаты к парам попасть не удалось. Жду их уже на этапах.
В этом году я заметила, что действительно придерживают с оценками. Даже если взять Лизу Туктамышеву, я вообще не понимаю, почему так мало дают баллов. Она выходит, катается, делает свои элементы, и ей такие маленькие баллы ставят. Вот я этого не понимаю.
— А может быть, что судьи следят за спортсменами вне льда, и это сказывается на оценках? В соцсетях, например.
— Мне кажется, что это too much (слишком. — Sport24) уже. Личная жизнь, соцсети и спорт — слишком разное. Следить за человеком и делать какие-то выводы о нем вне льда, а потом ставить на этой основе оценку — странно. Но если это так, то я разочарована.
— Мы плавно подошли к женскому одиночному катанию. Твои прогнозы до Skate Canada были такими же, как и официальные?
— После короткой я думала, что наши будут в тройке. Но может быть, и лучше, что так не получилось. Видела, с какой злостью выходила на саму себя Женя Медведева после неудачного проката. И она сама себе доказала, что она может. Очень рада за ее прокат.
— Ты верила в ее чистый прокат после такой короткой?
— Да. Самый лучший способ откатать произвольную — когда у тебя не вышло в короткой. Либо сейчас, либо никогда. И ты должна выйти и порвать всех.
— Сергей Шахрай (советский фигурист) сказал: «Время Медведевой уже прошло, и она минула пик формы». Это так?
— Сколько людей, столько и мнений. Я даже у себя в инстаграме написала, чтобы она делала это для себя любимой. Слушать кого-то, читать комментарии и браться за голову «О боже, почему так?» — это сразу проще идти в психиатрическую больницу. Лечь там со словами: «Я больше никому не нужна. Меня никто не любит. Буду здесь». Это бред.
— Первые три места этапа Гран-при — девочки с элементами ультра-си. Получается, что без трех с половиной и четверного уже ты неконкурентоспособна. Вот Женя с чистым прокатом, например, способна ворваться в призы без этих прыжков?
— Мальчики же могут без четверных быть в тройке.
— Согласись, что такой заслуженной спортсменке, как Медведева, выходить и кататься ради 4-5 места этапа Гран-при — обидно.
— Она же не валяется. Она делает это для своего удовлетворения. Откатала чисто и хорошо. Что еще нужно? Это уже как себя психологически настроишь, так и будет.
— Получается, что нужно получать удовольствие от того, что ты делаешь?
— Конечно. А как по-другому? Зачем тогда вообще кататься?
— Побеждать…
— Есть прекрасный пример — Лиза Туктамышева. Сколько она уже выходит, катает и не побеждает, а все равно выходит на лед.
— Но у нее есть три с половиной.
— И тем не менее ее не ставят выше. Это уже не к нам вопрос. Надо ехать в ISU и разбираться.
— Впереди чемпионат России. Все его ждут со страхом. Столько девочек, и все классные. Вот ты не попадаешь в тройку, и что делать? Заканчивать с фигурным катанием?
— Да нет, почему? Другие же как-то катаются. Сейчас же много девочек помимо тех, кто на Гран-при выступает.
— Многие уходят выступать за другие страны. Катя Рябова — отличная фигуристка, катается за Азербайджан.
— Наверное, правильно сделала. Сложно пробиться в топ-3, чтобы поехать на чемпионат мира или Европы. Может, специально для России расширять места. Топ-6, например. И делать не три места, а шесть — два первых, два вторых и два третьих.
— У нас есть чемпионка Европы — Соня Самодурова. Но как бы у нас такая конкуренция.
— Это спорт. Тут либо ты терпишь и делаешь свое дело, либо не терпишь и уходишь искать новую жизнь. Но, зная спортсменов, они этого не сделают и будут бороться до конца.
— А реально вообще не в юном возрасте начинать учить четверные прыжки? Ты пробовала в своей карьере три с половиной?
— Пробовала еще в детстве, когда тело было юношеское и маленькое. Мне было лет 13-14. Я и четверной тулуп пробовала.
— На удочке?
— Нет, я на ней вообще не могу. Все делала сама. Помню, как падала плашмя. Когда ехала на четверной тулуп, меня скрутило, и я так больно упала, что больше делать не стала. И на этом все мои четверные закончились.
Три с половиной я еще пробовала. Выезжала даже. У Елены Германовны [Буяновой] в архиве видео есть. Попытки были приличные, а потом переходный возраст начался, и мы забросили учить сложные элементы. Хотя надо было.
— В СМИ пишут, что Женя Медведева прыгнула четверной сальхов на удочке, делает попытки, докручивает сальхов. Многие гадают сейчас, правда это или нет. Веришь?
— Писать можно все что угодно. Нужно показывать это на глазах. Я тоже могу написать, что прыгаю четверной лутц.
Учитывая, что Женя меняет себя все и учит четверной, то возможно. Только, может, не так стабильно, как это нужно, и она не готова показывать это нигде. Я не думаю, что Женя будет говорить что-то лишнее.
— Серебряный призер Олимпийских игр Марина Черкасова сказала, что четверные нужно запретить для девушек.
— Я вообще придумала, что нужно сделать три категории в спорте: юношеский лет с 15 до 20, подростковый и женщины.
— По поводу Саши Трусовой и ее короткой программы. Четверной нельзя делать в короткой, но можно делать три с половиной. Вот в какую категорию этот прыжок ставишь? Просто это немного несправедливо.
— Думаю, что все же его можно отнести к четверному. Может, и хорошо, что эти рамки существуют. Иначе соревноваться всем девочкам с четверными будет в короткой очень сложно.
— Какими тремя словами ты можешь описать прокат Саши Трусовой в произвольной программе?
— Как сказал Илья Авербух: «Космос». Она уникальный человек.
— Саша же разучивает тройной аксель еще.
— Представила сейчас чемпионат мира. Все выходят на разминку в первой группе с ней. Она делает все элементы. Остальные просто выйдут, станут в ряд и скажут: «Мы не будем выходить. А смысл?» Я все же надеюсь, что сделают третью категорию для тех, кто постарее.
— Сколько в финале Гран-при будет наших участниц? Их столько, что они даже там все не помещаются.
— Наверное, пять.
Подписывайтесь на youtube-канал Фигурка и смотрите самые интересные видео о фигурном катании