Без России даже в Норвегии на лыжи стали забивать: СМИ пишут мало, а спортсмены ленятся вести соцсети
Лыжные гонки — история про скандинавские страны и Россию. Мало у кого есть желание и возможности вкладываться в них так, как делают это у нас, в Норвегии, Швеции. Этапы Кубка мира в Европе приходится переносить из-за отказов один за другим. Помимо этого, расписание гонок не самое лучшее, нет разнообразия в форматах.
В последние годы популярность и внимание к лыжам падает даже у тех, на ком все держится.
В России не все гонки на внутреннем уровне из-за отстранения от международных стартов показывают по телевизору, не каждый спортсмен готов тратить время на медийную активность вне соревнований, спонсоры не то чтобы толпой бегут в ФЛГР.
В Норвегии ситуация не лучше. Многолетние спонсоры постепенно прекращают сотрудничество с федерацией, конкуренции на международных стартах у парней, например, фактически нет, потому что россияне отсутствуют на Кубке мира, а другие не дотягивают. Внутри страны за последние шесть лет к лыжам снизился интерес СМИ.
Лыжи продолжают освещать в медиа, но не так много, как было во времена карьер Марит Бьорген и Петтера Нортуга. Данные аналитической компании Retriever Noreg показывают, что в период с 2010 по 2018 год количество новостей о беговых лыжах в норвежских СМИ составляло от 30 000 до 35 000 в год. В прошлом году это число сократилось до 23 614. В 2024-м о лыжах было опубликовано 14 248 материалов.
Тренер женской сборной по лыжным гонкам Пол Гуннар Миккельспласс считает, что на это есть объяснение (NRK):
— Возможно, у СМИ меньше денег, они меньше путешествуют. Есть много других видов спорта.
Снижение интереса никогда не бывает положительным. Но я не думаю, что это произошло только с лыжными гонками.
Менеджер по анализу Бенедикт Андерсен из Retriever Noreg отмечает совсем другие причины:
— Нам нравится побеждать в лыжных гонках. Но мы хотим большей конкуренции. Мы видим, что в последние годы норвежцы явно лучшие и по очереди поднимаются на подиум. Ценность теряется из-за плохой конкуренции с другими странами.
Также менеджер приводит в пример Нортуга и Бьорген:
— Петтер Нортуг широко обсуждался в средствах массовой информации и является самым обсуждаемым зимником за последние 15 лет. Только Марит Бьорген приблизилась к этому уровню, когда дело доходит до освещения в средствах массовой информации.
Еще одной причиной спада внимания служит то, что лыжи показывают в Норвегии не на одном конкретном канале. Об этом говорит и Андерсен, и лыжница Тереза Йохауг, вернувшаяся в спорт ради ЧМ-2025 в Тронхейме:
— Это может быть как NRK, так и TV 2 , и Viaplay. Я затрудняюсь ответить. Кто транслирует лыжные гонки, на какой канал мне лучше перейти? Это может означать, что людей это не особо волнует, потому что это немного обременительно.
Йохауг считает, что начинать нужно с себя, а не со СМИ или телеканалов:
— Мы должны предложить больше себя. Нам нужно больше погружать вас в свою жизнь, быть мухой на стене и создавать крутой имидж.
И Тереза права на все сто. Вот ругаемся мы на российских лыжников, что не хотят заниматься своими соцсетями, а норвежцы в этом плане не лучше.
Лучшая среди норвежек по итогам прошлого сезона на Кубке мира Хейди Венг — 8-я. В ее инстаграме* 111 тысяч подписчиков. В 2024 году спортсменка выложила всего четыре публикации. Три из них про спорт, а четвертая — с итогами 2023-го.
Победитель общего зачета Кубка мира среди мужчин Харальд Амундсен популярнее после своего успешного сезона не стал. В инсте* у него 13 тысяч подписчиков. Публикации за этот год у него в большинстве про спорт, есть спонсорские истории, но о его жизни вне лыж фанаты мало что могут узнать из соцсетей.
Йоханнес Клебо завершил прошлый сезон на втором месте. И он прямо сейчас является самым медийным лыжником команды. 440 тысяч подписчиков в инстаграме* могут наблюдать не только за его тренировками и соревнованиями, но и за путешествиями, встречами с друзьями и семьей, времяпровождением с его девушкой, а также развитием личного косметического бренда лыжника HUFS. Это уже что-то.
Третьим в общем зачете КМ был еще один норвежец — Эрик Валнес. 17,4 тысячи подписчиков и всего 7 постов за нынешний год. Скукота.
Пока тема с падением упоминаний в СМИ лыж только разгоняется в Норвегии. Неизвестно, мотивирует ли это спортсменов как-то активизироваться в соцсетях. Логично, что это должно случиться, учитывая чемпионат мира — 2025 в Тронхейме, надо как-то популяризировать, но лыжники могут на это и забить.
Для России же норвежская проблема с упоминанием — повод к действию. У нас ситуация еще хуже, так как есть возможность соревноваться только на внутренних стартах. Поэтому нужно не только о них вещать, но и про себя рассказывать еще активнее. Тут нельзя не согласиться с Вероникой Степановой, которая всем это талдычит уже не первый год. Никто не говорит, что нужно, как олимпийская чемпионка, высказываться на все темы, даже которые к тебе не относятся, но необходимо о себе заявлять. Иначе так в той же Норвегии никто и не узнает о нашем новом классном поколении лыжников. Если честно, кроме Александра Большунова и некоторых других, там больше ни о чьем другом существовании и не подозревают.
*Meta, в том числе ее продукты Facebook и Instagram, признана экстремистской организацией в России.