Теперь понятно, как придумали русскую баню: все объяснил знаменитый иностранный путешественник Ибн Руст
О жизни наших далеких предков мы знаем не так много. Все — из-за относительно позднего (по сравнению с рядом цивилизаций, оформившихся еще в древности) появления на Руси письменности. По версии академических историков, наиболее ранняя из сохранившихся в полном объеме русских летописей «Повесть временных лет» была создана лишь в 1110 годах.
В сравнении, например, с Эпосом о Гильгамеше, который создавался с XVIII–XVII веков до нашей эры на территории нынешнего Ирака, можно сказать, что в исторический перспективе это было совсем недавно.
Поскольку авторам «Повести» приходилось писать о временах княжения Рюрика спустя 300 лет после случившихся событий, существует много исторических претензий к летописи. Недостоверность ранних дат и описаний событий не всегда позволяет делать конкретные и неопровержимые выводы из дошедшего до нас текста.
А сохранились ли какие-нибудь свидетельства современников о жизни славян в период первого тысячелетия нашей эры? Они имеются. Но фиксировали их на письме иноземцы. Один из иностранцев, оставивший свидетельства о древней Руси, — персидский ученый-энциклопедист конца IX — первой трети Х века Ибн Руста. О жизни славян и русов он писал в «Книге дорогих ценностей». До нас эти отрывки дошли благодаря их переписыванию в арабской географической литературе.
В том числе Ибн Руста писал о сооружениях, которые по своему описанию максимально напоминают русскую баню. Однако путешественник утверждал, что использовали ее в древности иначе.
«В их стране холод настолько силен, что [каждый] человек выкапывает себе подобие ямы под землей, затем делает над ней островерхую крышу из дерева, как на храме, затем покрывает эту [крышу] землей. В этот погреб приходит человек с семьей и приносит дрова и камни. Затем разводит огонь и раскаляет камень на огне докрасна. Когда камень раскалится сильно, его обливают водой, так что распространяется пар, и нагревается жилье до того, что снимают одежду», — писал Руста.
Пока что мнение географа особых вопросов не вызывает. В отдельных случаях древние славяне действительно могли спасаться от лютого холода таким способом. Но его последнее утверждение вызывает вопросы:
«В таком жилье остаются они до весны», — утверждал Ибн Руста.
Создается ощущение, что здесь перс что-то напутал. Русский человек, конечно, бесконечно любит париться в бане: но чтобы греться в ней до весны, не хватит даже стойкого славянского духа.