Посмотрела премьеру сериала «Дыши» про акушерку, которую обвиняют в халатности: один из лучших проектов года!

На Okko вышла премьерная серия «Дыши». Это история врача-акушера, которую обвиняют в халатности. Сериал режиссера Анны Кузнецовой («Каникулы») победил на фестивале «Пилот», был положительно встречен критиками и стал одним из самых ожидаемых проектов этого года. Обозревательница фильмов и сериалов Анастасия Цой рассказывает, почему уже после первой серии «Дыши» хочется назвать одним из лучших российских сериалов 2025 года.
«Дыши» (сериал, 2025)
- Жанр: драма, триллер
- Шоураннер: Анна Кузнецова
- Актеры: Марина Александрова, Даша Верещагина, Мария Лукьянова и другие
- Кол-во серий: 8
- Возраст: 18+
- Смотреть: Okko
Лера, которую играет Марина Александрова («Домашний арест», «Екатерина»), — врач-акушер и, как про нее говорят, лучшая в Москве специалист по естественным родам. Она считает, что главная задача акушеров — «не контролировать, а помогать женщинам», чьи тела «обладают самостоятельным физиологическим знанием, как сработать, чтобы извергнуть плод». Героиня в родах, прежде всего, поддерживает женщин; она спокойна, уверена, решительна.

Главный врач клиники, где работает Лера, просит ее принять роды у Маши (Даша Верещагина) — любовницы влиятельного бизнесмена. Маша отказывается от кесарева сечения, хотя ребенок находится в опасном положении, и хочет, чтобы все прошло естественным образом. Роды оказываются тяжелыми: девушка нервничает, Лера успокаивает ее, но главный врач, зашедший в палату, приказывает главной героине отойти, а роженице дать наркоз без ее согласия. В итоге ребенок попадает в реанимацию. Впрочем, пока непонятно, кто виноват в трагедии случившегося.
В следующих сериях зрителей ожидает не только медицинская, но и судебная драма. Бизнесмен начнет расследование, в котором главной обвиняемой окажется Лера.
Сериал с первой серии держит в напряжении: понятно, что случится ужасное, и зритель медленно, словно под гипнозом от умиротворяющего голоса главной героини, приближается к этому моменту. Напряжение, легко сравнимое с родовыми потугами, создается с самого начала крупными планами беременного живота и желто-голубой цветовой гаммой: желтый ассоциируется с теплотой, уютом, но в то же время создает тревожное настроение, голубой — цвет больничных халатов — не успокаивает, а усиливает беспокойство.
«Дыши» отличается авторским взглядом, женским взглядом. Портрет главной героини уже в первой серии не просто набросан штрихами, а четко нарисован: вне работы, она вдова, мать троих детей, у которой проблемы с алкоголем и первое — неудачное — свидание за долгое время. Героиня Кузнецовой — не набор клише, а живой человек. У нее есть успех, но и трагедия за плечами, от которой женщина, кажется, так и не оправилась. Она, вроде, со всем справляется, но по вечерам непременно открывает новую бутылку вина под взволнованные взгляды детей. У актрисы Марины Александровой получается соединить это все в себе.

Радует отходом от клише и образ Маши: девушка не представлена типичной любовницей бизнесмена, которая, пересмотрев модных блогеров, сумасбродно требует естественных родов. Чем дальше, тем сильнее она напоминает испуганного зверька.
Пока вопросы вызывает только линия младшей дочери главной героини — Василисы. Школьный буллинг с довольно заезженными образами и не лучшими актерами-подростками — порядком надоевшая сюжетная линия.

В истории каждой из героинь прослеживается попытка рассказать о женщинах от лица женщин и феминистский посыл, вступающий в противостояние со старыми устоями и обличающий мизогинию. Женское тело способно сотворить чудо — создать новую жизнь, но в то же время именно в этот период женщины наиболее уязвимы.
Мужчины бесцеремонно нарушают границы, в том числе телесные, и врываются в это пространство. Бизнесмен требует наследника, главврач отодвигает главную героиню, несмотря на протесты роженицы, первый же мэтч в дейтинговом приложении сально комментирует фигуру, школьники безнаказанно распускают руки и даже единственный — самый младший — сын героини пытается контролировать ее личную жизнь. Когда мужчины вмешиваются, начинается настоящая драма, а иногда — трагедия.

«Дыши» напоминает фильм «Фрагменты женщины» режиссера Корнеля Мундруцо, премьера которого состоялась в 2020 году на Венецианском кинофестивале. В этой картине женщина теряет ребенка во время домашних родов, а потом — на судебном процессе над акушеркой — заявляет, что та не виновна. Смерть новорожденного и судебное разбирательство позволяют героине трезво посмотреть на отношения с мужем. Чем закончится разбирательство в российском сериале, узнаем в следующих сериях.


