Посмотрела фильм «Война и музыка» Андреасяна: далеко до «В бой идут одни старики» — масса логических дыр и ошибок

Кинообозреватель Sport24 Елизавета Казакова посмотрела премьеру военной драмы о трагической судьбе трех друзей на фронте. Рассказываю, заслуживает ли фильм внимания в преддверии 80-летнего юбилея Победы. Осторожно, в тексте присутствуют спойлеры!
«Война и музыка» (фильм, 2025)
- Жанр: драма, военный, история.
- Режиссер: Сарик Андреасян.
- Актеры: Давид Мхитарель, Давид Котов-Оганесян, Сергей Мелконян, Антон Левин, Павел Прилучный и другие.
Российские кинематографисты умеют снимать хорошее и сильное кино о Великой Отечественной войне. Память о тяжелых годах до сих пор жива во многих семьях. Боль от ужасов войны и гордость за солдат, ценой собственной жизни сражавшихся за победу, передается из поколения в поколение, в том числе через художественные произведения: музыку, литературу и кино. На плечах деятелей искусства лежит большая ответственность, когда они обращаются к этим страницам прошлого. Показать события 1941–1945 гг. достоверно и достойно — задача не из простых. Новый фильм режиссера Сарика Андреасяна с этим не справляется.
В центре сюжета — трое товарищей из Армянской ССР, чья веселая и беззаботная жизнь резко обрывается 22 июня 1941 года. Будущие солдаты Красной Армии с тяжелым сердцем оставляют на родине отцов и матерей, невест, жен и детей, чтобы отправиться на фронт. Сурен (Давид Мхитарель), Геворг (Сергей Мелконян) и Арташес (Давид Котов-Оганесян) берут с собой самый ценный груз — музыкальные инструменты. На выжженных полях сражений, в грязных окопах и немецком плену поддерживать боевой дух помогают только мысли о доме и народная музыка.

Режиссер картины подчеркивал, что фильм основан на кадрах кинохроники, где бойцы Красной Армии, радуясь взятию Берлина, танцуют напротив рейхстага армянский танец «кочари». Этот короткий эпизод вдохновил на создание полноценной истории о солдатах-музыкантах, которые через всю войну пронесли с собой инструменты и родные мелодии.
Идея, что музыка — это некая путеводная звезда, напоминание о мирных временах и способ эмоционально отключиться от ужасов реальности, с точки зрения лирики, неплохая. Есть блистательный советский фильм на эту тему — «В бой идут одни старики». А вот новое ее воплощение на экране получилось спорным.

Во-первых, в фильме никак не объясняется страсть к музыке, и почему главные герои так сильно привязаны к музыкальным инструментам. Мотивацию повсюду носить с собой по лесам и полям массивный дхол (армянский барабан) или баян приходится додумывать самостоятельно. А по каменным выражениям лиц кажется, что армянские товарищи и сами не до конца понимают.
Во-вторых, в глаза постоянно бросается вопиющая нереалистичность. Например, барабан практически в идеальном состоянии возвращается обратно в Армению. При этом он переживает четыре года войны, многонедельные скитания по лесу, перемещения из штаба в штаб. Арташес даже участвует с ним в боях, и инструмент героически спасает его от пули. Вся эта фантастика ради того, чтобы дхол оказался возле рейхстага и звучал во время победного танца. Просто неубиваемый артефакт.

К слову, о нереалистичности. В фильме очень много логических дыр, исторических нестыковок и ошибок, которые снежным комом накапливаются по ходу сюжета. Здесь и дедушка-почтальон приносит повестки раньше, чем по радио прозвучало: «Сегодня, в 4 часа утра, без объявления войны…», и эсэсовцы спокойно отпускают пленников после веселой игры на баяне, и военные самолеты с помощью винтовок уничтожают. При детальном анализе спорных моментов можно найти еще больше, особенно по части военных сражений.
В целом, логика в «Войне и музыке» порядком хромает. Многие сюжетные ходы, включая бессмысленные и внезапные смерти ключевых героев, сделаны исключительно, чтобы выдавить эмоции из зрителя и создать больше драмы. Увы, сильнее от этого картина не становится.
Возможно, к персонажам можно было бы проникнуться симпатией, если бы актеры хоть чуть-чуть пытались играть. С трудом получается различить страх, злость, грусть или счастье на бесстрастных лицах. За всех отдувается один лишь Павел Прилучный, сыгравший жесткого, но справедливого командира. Он не выпускает изо рта самокрутки и автоматной очередью стреляет самыми пафосными фразами о героизме, чести и родине.

Не все так мрачно, как может показаться. Светлые моменты в картине тоже присутствуют. Через весь фильм проносятся глубокие посылы о гуманизме, единстве и дружбе всех народов Советского Союза и абсолютном равенстве людей перед войной. Если не заострять внимание на проблемных моментах, то драма «Война и музыка» смотрится легко и не оседает тяжелым грузом на душе, как часто случается с военными фильмами.
Сюжет | 5 |
Динамика | 4 |
Зрелищность | 6 |
Актеры | 4 |
Итоговая оценка | 5 |