Посмотрела фильм «Злой город»: патриотический блокбастер с голливудским размахом, но есть нюанс

30 января состоялась премьера масштабной исторической драмы об одном из самых героических эпизодов в российской истории — обороне города Козельска от войска хана Батыя. Кинообозреватель Sport 24 Елизавета Казакова рассказывает, каким получился блокбастер о монгольском нашествии.
«Злой город» (фильм, 2024)
Жанр: история, боевик, военный.
Режиссер: Константин Буслов.
Актеры: Алексей Гуськов, Александр Метелкин, Владимир Любимцев, Артем Волобуев, Полина Чернышова и другие.
1238 год. Земля русская пропитана кровью и болью после нашествия жестокого и непобедимого татаро-монгольского ига. Внук Чингисхана, хан Батый, без труда захватывает самые сильные и защищенные города и княжества: пали Рязань, Владимир и Коломна, Москва сдалась за четыре дня. И только маленький городок Козельск семь недель стойко держал оборону ценой собственной жизни.
Ни монгольская хитрость, ни численное превосходство, ни разрушительные орудия не могли сломить героический и несокрушимый дух его жителей. Во время изматывающей битвы хан приказал навеки забыть название Козельск и называть его «Злым городом.

О семинедельной обороне Козельска в истории России известно мало. Этому героическому эпизоду посвящено всего несколько строчек в летописи и рассказах персидского историка Рашид-ад-Дина. Археологические раскопки на территории предполагаемой крепости позволили исследователям узнать чуть больше, но реконструировать полную картину событий 1238 года по-прежнему невозможно.
У режиссера Константина Буслова было много пространства для маневров при экранизации легендарного исторического сюжета. С одной стороны, на экране были воспроизведены все известные на данный момент детали козельской обороны. С другой, фильм богат на художественный вымысел. И слова создателей, что картина «Злой город» показывает правдивую историю, которая важна для понимания нашей культуры, стоит оценивать с долей скептицизма.

Над воссозданием деревянного средневекового городка и монгольского стана художники трудились несколько лет. Без преувеличения фильм впечатляет масштабом декораций и скрупулезным подходом к деталям: от реконструкции кочевого быта захватчиков до крохотных колечек на кольчугах русских богатырей. От суровой зимы на экране натурально веет холодом, а окропленный кровью снег будто источает характерный металлический запах. Общая мрачная и тревожная атмосфера передает все ужасы войны и нечеловеческой жестокости хана Батыя и его преданных воинов. Если обертка у «Злого города» получилась выше всяких похвал, то к содержанию по ходу просмотра один за одним появляются вопросы.

Сюжет фильма строится через судьбы конкретных персонажей, которые принадлежат к разным слоям древнерусского общества: князь, воевода, десятники, монахи, лесные разбойники, купцы, хан, монгольские военачальники и прочие. В два часа хронометража заложено столько сюжетных линий главных и второстепенных героев, что поначалу теряешься в сути конфликта и взаимосвязях.
На фоне героической защиты Козельска за стенами разворачиваются проблемы отцов и детей, любовный треугольник, драмы с предательством и соперничеством. По-настоящему проникнуться историей всех персонажей просто не хватает времени. Вероятно, это связано с тем, что в кинотеатрах показывают сокращенную версию, от первоначальной вырезали добрых 50 минут. Однако стоит отдать должное Константину Буслову. Ему удалось логично и достойно завершить каждую мини-историю даже при условии, что финал был сразу предрешен.

Никто не скрывает, что главная цель «Злого города» — повышение уровня патриотизма в сердцах зрителей. Здесь возникает любопытный парадокс. Фильм выстроен по классическому шаблону кинокартин о военных подвигах. Казалось, что чувство гордости, мурашки по коже и предательски выступающие слезы должны быть обеспечены. Вот только эмоции где-то теряются между батальными сценами и эпичностью с голливудским размахом.