Посмотрела «Невероятные приключения Шурика»: даже ругать не хочется — настолько безликий кринж

11 декабря в широкий прокат вышла музыкальная пародия на культовый фильм Леонида Гайдая — «Невероятные приключения Шурика». Кинообозреватель Sport24 Елизавета Казакова посмотрела традиционный кринж от ТНТ и рассказала, стоит ли тратить на него время и деньги.
«Невероятные приключения Шурика» (фильм, 2025)
Жанр: комедия
Режиссер: Роман Ким, Миша Семичев
Актеры: Тимур Батрутдинов, Марина Кравец, Ляйсан Утяшева, Павел Воля, Ольга Бузова и другие
Каждый год Женя Лукашин с мужиками ходит в баню, а российские телеканалы к новогоднему столу подают пестрые мюзиклы, на которые без слез и ста грамм не взглянешь. Раньше юмористические переосмысления сказок с Сердючкой в главной роли были хлебом «России-1», пока не докатились до дешевого театра абсурда. Если после 2015-го мюзиклы со звездами эстрады и выходили в эфир 31 декабря, то уже не собирали вокруг телевизора всю семью.
Несколько лет назад ТНТ решили провернуть похожий трюк, но перенесли премьеры на стриминги и посягнули на святое — на советскую классику. Первым в гробу закрутился Эльдар Рязанов, когда «Камеди клаб» и другие выходцы с канала взялись пародировать «Иронию судьбы» в своем фирменном юморе. Остроумно-дерзком или сортирно-туалетным — здесь уже каждый решает сам. Шалость удалась, поэтому в последующие годы продюсеры вцепились зубами в наследие Леонида Гайдая. На свет появились такие «шедевры» пародий, как «Иван Васильевич меняет все» и «Небриллиантовая рука», которые довели поклонников душевных комедий СССР до сердечного приступа. В декабре этого года под удар попал бедняжка Шурик, неожиданно превратившийся в советского Фореста Гампа.

Предвкушая ежегодный облив помоями, в начале фильма появляется милая бабулечка и убедительно просит всех скуфов не писать гнилых анонимных комментариев. Но я не скуф и не аноним, поэтому со спокойной душой заявляю, что «Невероятные приключения Шурика» — это два часа кринжа, бесконечного потока безвкусицы и беззубого юмора. Заявленный рейтинг «18+» — это не более, чем ошибка в цифре 12. Шутить в духе «Самого лучшего фильма» уже нельзя, посягать на традиционные ценности тем более, иначе всем десяти продюсерам в серых свитерах пришлось бы записывать видео с глубочайшими извинениями. А без «чернухи», способной вогнать в краску самых раскрепощенных, пародии ТНТ превращаются в унылое месиво из кривляний, устаревших мемов и музыкальных номеров из «Голубого огонька». Думаю, даже Леонид Гайдай не стал бы вертеться из-за смертельной скуки.

На протяжении фильма местный Шурик в исполнении все того же Тимура Батрудинова будет рассказывать Ольге Бузовой, блогеру Wylsacom и экстрасенсу Александру Шепсу невыдуманные истории о своих приключениях. Угощая незаинтересованных слушателей дубайским шоколадом, он вспомнает, как целый год убегал от собаки-боксера, летал в космос вместо Белки и Стрелки, совершал побег из Шоушенка, воровал невесту на Кавказе и собирал собственных друзей Оушена. Центральной линией пародии на этот раз оказывается развитие романтических отношений между Шуриком и студенткой-комсомолкой-спортсменкой Ниной. Ради возлюбленной он и Кавказские горы готов свернуть, и облить голубиным пометом Гарика Мартиросяна.

В одну бесформенную массу здесь слипаются отсылки к советским комедиям, голливудским легендам и всевозможной актуалочке, а каждые 10–15 минут артисты запевают новые или давно избитые хиты. Если номер «Сигма бой» от Клавы Коки и Bearwolf еще олицетворяет уходящий год, то почему IOWA обращается к нафталиновым «Лабутенам» — большой вопрос. Может быть, авторы «Шурика» решили таким образом тонко продемонстрировать кровопролитные столкновения бумеров, зумеров и миллениалов на просторах соцсетей? Но легче от этого не становится.
В отличие от прошлогодней «Небриллиантовой руки», парочка хороших шуток все же проскальзывает. Меня повеселила самоирония режиссера Сарика Андреасяна, читающего книгу «Кризис идей в современном русском кино», и музыкальный номер «За деньги — да» от Ларисы Долиной, который завершается едким дисклеймером «Снято под воздействием мошенников». Но, как всегда, авторы ушли в количество, а не в качество — кроме трех-четырех удачных сцен, вспомнить особо нечего.

Не вижу смысла с пеной у рта обвинять «Шурика» в издевательстве над классикой, ругать за пошлость или мысленно швырять в экран тухлые овощи. Во-первых, в 2025 году привычный тнт-шный кринж вышел на удивление вялым и безликим. Во-вторых, это откровенно похмельное кино, созданное затем, чтобы мягко привести в чувство тех, кто 1 января не дойдет до «Чебурашки». Но включать его в любой другой день, а тем более платить за поход в кинотеатр, абсолютно бессмысленно. Это будет одна из самых нелепых трат уходящего года.


