Посмотрела семейный фильм «Волчок» и рекомендую каждому: лучше всех киносказок 2025-го

4 декабря в российский прокат вышла приключенческая сказка «Волчок», в котором кулачный боец-разгильдяй помогает юному аристократу спасти наследство. В главных ролях — Евгений Ткачук и Марк-Малик Мурашкин. Кинообозреватель Sport24 Елизавета Казакова посмотрела семейную новинку и рассказала, чем хорош наш ответ вестернам.
«Волчок» (фильм, 2025)
Жанр: приключения, комедия
Режиссер: Константин Смирнов
Актеры: Евгений Ткачук, Юлия Хлынина, Марк-Малик Мурашкин, Андрей Смоляков, Сергей Маковецкий, Даниил Воробьев и другие
Оценка на «Кинопоиске»: 8,2
Российская империя, начало ХХ века. 13-летний Иван Огарев (Марк-Малик Мурашкин) — единственный наследник дворянского рода, с упоением зачитывающийся книгами о приключениях и путешествиях по миру. Его беззаботное юношество резко обрывается, когда отец скоропостижно умирает и оставляет Ваню сиротой с огромными долгами. Прямо на похоронах на пороге дома появляется дядя Весницкий (Даниил Воробьев), прослывший очень нехорошим и коварным человеком. Он пытается вынудить Ваню подписать документы о продаже имущества, но встречается с категоричным отказом. В ответ Весницкий приказывает троице головорезов избавиться от неугодного наследника любой ценой.
Убегая от бандитов по Хитровке, Ваня сталкивается с грубым кулачным бойцом по прозвищу Волчок (Евгений Ткачук). После двух нокаутов и недолгих уговоров он соглашается сопроводить беззащитного дворянина до Нижнего Новгорода.

Внимание, это не учебная тревога: на российские экраны вышел отечественный блокбастер, который хочется порекомендовать от всей души. Пока кинотеатры не оказались под властью двенадцатых «Елок», пятнадцатых «Трех богатырей» и «Чебурашки», нужно скорее ловить сеанс приключенческой сказки Константина Смирнова. На фоне однотипных похождений Бабок-Ежек по современным городам или распиаренной халтуры вроде «Горыныча» и «Алисы в стране чудес» картина ощущается настоящим предновогодним чудом.
Сами создатели называют фильм историческим роуд-муви или истерном (наш аналог западных вестернов), где путешествие по просторам Российской империи сопровождается экшеном с широким размахом. На протяжении двух часов Ваня Огарев и харизматичный Волчок будут сражаться в рукопашную в подворотнях, прыгать на полном ходу с поезда, убегать от головорезов, дрифтить на каретах в лучших традициях «Форсажа», демонстрировать UFC по-имперски и благодарить Менделеева за создание водки. Пытаясь отойти как можно дальше от богатырско-древнерусских трендов, «Волчок» попадает в омут голливудщины. Насмотренный зритель обнаружит множество заимствований из приключений «Индианы Джонса», трюки Тома Круза из «Миссии невыполнима», кулачные бои из «Шерлока Холмса» Гая Ричи — список можно продолжать долго. Однако условная вторичность в «Волчке» все равно выглядит оригинальнее большинства киносказок.

Несущийся на всех парах сюжет сопровождается колким юмором, построенным на столкновении двух миров — дворянского и простолюдинского. Взаимная антипатия главных героев, не понимающих образ жизни друг друга, приводит к цепочке комичных и абсурдных ситуаций. Привыкший к аристократическому люксу Ваня наивно требует гостиницу и химчистку одежды посреди полей, пока не умеющий читать Волчок едко шутит про беспомощность его сословия. Но по всем традициям жанра полярно противоположные напарники постепенно сближаются, показывая преимущества своего мира. Хмурый боец проникается поэзией Жуковского и впервые берет в руки диковинку в виде зубной щетки. Юный дворянин же под руководством лучшего бойца империи учится махать кулаками, когда дипломатические методы решения конфликта перестают работать.
Злодеев в фильме еще больше, чем иронии над буржуазными нравами. Пока герои пытаются добраться из Москвы в Нижний Новгород, за ними по пятам следует троица глуповатых бандитов, «хозяева» Волчка, хитрая охотница за людьми Эльза и безжалостный дядюшка. Поэтому ни у главных героев, ни у зрителей по ту сторону экрана расслабиться не получится — опасность поджидает в любой провинциальной гостинице или в самом центре шумной ярмарки. К финальной части от количества сюжетных коллизий, неожиданных стычек и эмоциональных горок у меня слегка закружилась голова. Не помешало бы добавить парочку дополнительных сцен для передышки, но по большей части это вкусовщина и личное восприятие. Для целевой аудитории фильма, выросшей в ритме ТикТока, подобный темп уже давно стал обыденностью.

Если наш кинематограф и дальше продолжит следовать сказочному курсу, то оригинальных историй в духе «Волчка» хотелось бы видеть больше. Давно пора смотреть на этот жанр шире и выйти за рамки утомившей славянской мифологии, Тридевятого царства и Древней Руси. С развлекательной задачей дворяне справляются ничуть не хуже, чем могучие богатыри — лишь бы у сценаристов была фантазия.
| Сюжет | 8 |
| Динамика и зрелищность | 10 |
| Юмор | 8 |
| Актеры | 7 |
| Общее впечатление | 7 |
| Итоговая оценка | 8 |


