Посмотрела «Аватар: Пламя и пепел»: ждала голливудской жвачки, но в конце аплодировал весь зал

Обозреватель Sport24 Оксана Поликарпова в день премьеры посмотрела главную киноновинку — в мировой прокат вышло долгожданное продолжение саги Джеймса Кэмерона — «Аватар: Пламя и пепел». Рассказываю, почему на этот фильм по-прежнему стоит идти в кино именно в 3D. В России фильм покажут с 15 января 2026-го.
«Аватар: Пламя и пепел» (фильм, 2025)
Год производства: 2025
Страна: США
Жанр: фантастика, фэнтези, боевик, приключения
Режиссер: Джеймс Кэмерон
Рейтинг на «Кинопоиске»: 7,9
«Кажется, Кэмерон очень любит деньги», — эта мысль не отпускала перед походом на третью часть «Аватара». Всего три года прошло с выхода второй картины, и ускорившийся ритм релизов невольно наводил на ощущение, что франшиза окончательно превратилась в коммерческий проект с проверенной формулой.

Тем показательнее оказалось первое впечатление от фильма. Уже в начальных сценах становится ясно: на фоне современных блокбастеров, где 3D зачастую выглядит формальностью, «Аватар: Пламя и пепел» напоминает, зачем этот формат вообще задумывался. Сцена полета с торговцами на фоне вечернего неба, погружения в воду, «брызги» воды на стеклах очков, мельчайшие частицы в воздухе — здесь 3D не отвлекает, а вовлекает, превращая просмотр в аттракцион, который сжимает на месте, а порой, наоборот, дает ощущение полета.
Режиссер подчеркивал, что несмотря на развитие новых технологий, сознательно не использовал ИИ-инструменты. При этом сам фильм наглядно демонстрирует, насколько размыты сегодня границы между человеческим и компьютерным в экранном актерстве. Сегодня 74-летняя актриса может сыграть подростка, и глазом не моргнуть. И в этом новый «Аватар» продолжает задавать вектор для развития киноиндустрии.

При этом третья часть выигрывает не только за счет технологии. Сюжет заметно усложняется по сравнению с предыдущим фильмом. Кэмерон делает ставку на внутренние конфликты персонажей и последствия принятых решений, а не на бесконечный экшен. История становится мрачнее, тяжелее и гораздо взрослее, буквально вырастая на глазах.
В «Аватаре: Пламя и пепел» Джеймс Кэмерон продолжает историю семьи Джейка Салли (Сэм Уортингтон) на Пандоре, расширяя мир фильма за счет нового племени и нового типа конфликта. Помимо противостояния с людьми, планете угрожают и внутренние отступники — Племя Пепла, чьи действия становятся не менее опасными для На’ви.

Параллельно фильм смещает фокус на отношения Паука (Джек Чемпион) и Кири (Сигурни Уивер), выводя их линию на один из ключевых эмоциональных уровней повествования. Значительная часть истории подается глазами среднего сына Джейка — Лоака (Бритен Далтон), переживающего вину за гибель брата. Кроме того, режиссер вводит в повествование союз антигероев, через которых исследует тему страсти, притяжения и цены альтернативного выбора.

Герои меняются, и пусть немного прямолинейно и местами коряво, становятся новой версией себя. Джейк Салли, переживающий утрату старшего сына и обвиняющий в этом младшего, впервые признает самостоятельность ребенка и отказывается от привычной роли безусловного лидера. Нейтири (Зои Салдана) проходит путь от слепой ненависти к «розовокожим» людям к болезненному, но необходимому принятию — в том числе сына своего заклятого врага. Их младший сын Лоак — сквозь отчаяние и ненависть к себе. Кири принимает собственную природу и способности, а Паук, хотя и продолжает скрываться за маской легкомысленного подростка, все равно делает выборы, от которых зависит не только его судьба.
Даже полковник Куорич (Стивен Лэнг), оставаясь верным своим принципам и жесткости, получает неожиданное развитие — через проживание привязанности и чувств. Племя Пепла добавляет истории дополнительную глубину, напоминая, что даже на планете с высоким уровнем самоосознанности находятся те, кто сознательно выбирает путь разрушения.

И хотя сюжет увлекает, у фильма остаются и очевидные ограничения. Кэмерон не рискует формой: структура истории легко считывается, а некоторые сюжетные ходы предугадываются заранее. Режиссер по-прежнему ходит по знакомому кругу тем — колониализм, конфликт цивилизаций, экологическое насилие. Подобно другой масштабной фэнтези-франшизе — «Властелину колец», Кэмерон с явным удовольствием задерживается на обилии и разнообразии битв и схваток, постепенно подводя историю к финальному противостоянию.
Однако реакция зрительного зала после финальных титров стала, пожалуй, главным индикатором того, что фильм сработал. Аплодисменты сегодня редкость даже для громких премьер, и «Аватар: Пламя и пепел» сумел вызвать именно такой отклик. Продолжение доказывает: Кэмерон все еще умеет не просто продавать зрелище, а напоминать, насколько далеко продвинулось кино как форма искусства. И ради этого опыта к Пандоре стоит вернуться еще раз.



