Этот лишний предмет в «Иване Васильевиче» Гайдая замечают только историки: на Руси его тогда не было
Комедии Гайдая — это то, чего нам точно не хватает из СССР. Легендарный режиссер умел создавать качественное, тонкое и смешное кино. Сложно найти человека, который ни разу не видел его фильмы. Скорее наоборот: цитатами из комедий Леонида Иовича пользуются до сих пор.
Но воспринимать комедию как исторически достоверное воспроизведение Руси времен Ивана Грозного не стоит. С точки зрения историков, просчетов там хватает.
Помните эпизод, когда инженер Тимофеев открыл портал в царскую Россию? И как Жорж Милославский по ошибке его закрыл, случайно бросив в машину времени… алебарду.
Проблема только в том, что алебарды в Россию пришли лишь в начале XVII века. Некоторые источники даже дают информацию с точностью до года — 1605-й. А «царский» сегмент фильма датируется 1571 годом. Это понятно по присутствию в нем Марфы Васильевны Собакиной. Но даже без ее участия можно понять, что на дворе XVI век — Иоанн Васильевич правил до 1584-го. Потом умер.
Так что очень сомнительно, что алебарды стояли на вооружении его армии. Есть, конечно, и альтернативная точка зрения. Во времена царя на Руси было много иностранных наемников. В частности из Германии и Швейцарии, где алебарды в те времена были распространены. Но учитывая количество их (оружия, а не наемников) в кадре, эта теория ставится под серьезное сомнение.
При Грозном в качестве подобного оружия использовались бердыши — разновидность удлиненного топора. И у автора пьесы великого русского писателя Михаила Булгакова в тексте в машину времени тоже летит именно бердыш. Но Гайдай решил по-своему, вероятно, с точки зрения зрелищности, и получилось не совсем исторически достоверно.
Впрочем, какое это имеет значение, ведь мы смотрим великую комедию, чтобы насладиться фильмом, а не для того, чтобы учить историю оружия на Руси.