Этот киноляп в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» замечают единицы: откуда это во времена Грозного?
«Иван Васильевич меняет профессию» — один из лучших фильмов Леонида Гайдая. Но как и любой фильм, в котором показана история, он содержит художественный вымысел и некоторые исторические неточности.
Возьмем для примеру самую музыкальную сцену фильма, где Жорж Милославский поет «Разговор со счастьем».
Ничего не заметили? Ну, кроме танцующих относительно современные танцы девушек и пачки сигарет? Тогда подсказка: один из участников царского оркестра играет на балалайке.
Действие данного эпизода разворачивается в 1571 году. Это легко определяется по тому, что супругой царя была Марфа Васильевна Собакина. Но даже и без этого уточнения ясно, что на дворе XVI век.
А широкое распространение данный музыкальный инструмент получил лишь в конце XVII века. Первое же письменное упоминание балалайки было в 1688 году — в документе «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ»:
«В Стрелецкий приказ приведены арзамасец, посадский человек Савка Федоров, сын Селезнев, да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни, и в тое балалайку играли, и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили».
А это, на минуточку, 132 года спустя события фильма. Конечно, можно допустить, что у Ивана Грозного в оркестре тоже был этот инструмент. Но почему в таком случае он не упомянут ни в одной из летописей того времени?
Хотя все это мелочи. Ведь песня отличная, фильм прекрасный. А придирки… Они будут всегда.