Посмотрела ретро-детектив «Красный шелк» с Биковичем: дикий восток, шпионы и наш Эркюль Пуаро

В российский прокат вышел детективный блокбастер «Красный шелк» с Милошем Биковичем в главной роли. Кинообозреватель Sport24 Елизавета Казакова посмотрела захватывающую новинку о советских чекистах и иностранных шпионах в стиле Агаты Кристи. Рассказываю, почему фильм точно заслуживает внимания.
«Красный шелк» (фильм, 2025)
Жанр: детектив, боевик.
Режиссер: Андрей Волгин.
Актеры: Милош Бикович, Глеб Калюжный, Елена Подкаминская, Чжэн Ханьи, Гоша Куценко, Ярослав Могильников и другие.
1927 год. Сторонники консервативной партии Гоминьдана жестоко расправляются с китайскими коммунистами в Шанхае. Обагренный революционной кровью Китай стоит на пути политических перемен. Судьба страны зависит от особо секретных документов с именами лидеров компартии. Ван Лин (Чжэн Ханьи), дочь влиятельного китайского коммуниста, убитого Гоминьданом, бежит в братский Советский Союз, прихватив с собой соратников и драгоценные бумаги.
Советские спецслужбы во главе с чекисткой Анной Волковой (Елена Подкаминская) берутся сопровождать китайских товарищей из Белогорска в Москву. Миссия оказывается под угрозой, когда в транссибирском экспрессе появляются иностранные разведчики, красноармейцы, безбилетные пассажиры и лучший царский агент Николай Гарин (Милош Бикович). Один выстрел запускает цепочку убийств и шпионских хитростей.

2025-й год только начался, а отечественное коммерческое кино не перестает удивлять качественными и любопытными блокбастерами. Не успели мы отойти от нашумевшего мюзикла «Пророк. История Александра Пушкина», где кудрявый Юра Борисов читал рэп, как на больших экранах появился новый аттракцион. «Красный шелк» предлагает лихо закрученный сюжет с китайскими и японскими разведчиками, загадочными убийствами, нападениями воинственных хунхузов, взрывами поездов и сумасшедшими перестрелками — на протяжении 2,5 часов на большом экране разворачивается шпионская вакханалия.
Искушенный зритель, конечно, невооруженным глазом увидит в нем десятки заимствований и упрекнет во вторичности. Доля правды в этом есть. Главный референс «Красного шелка» — это сюжет романа Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе» и его блестящие экранизации 1974 и 2017 гг. Элементы зрелищных погонь и перестрелок по крупицам собраны из различных голливудских боевиков. Однако эта сборная солянка получилась довольно самобытной в сеттинге конца 20-х годов, и кривить носом из-за «плагиата» не приходится.

Основное действие не ограничивается камерной обстановкой шикарного транссибирского экспресса. Герои побывают в Китае во время трагической Шанхайской резни, в штаб-квартире чекистов на Дальнем Востоке, в суровой зимней тайге и на расписных льдах Байкала. К слову, о персонажах. Как и локаций, ключевых героев в ретродетективе достаточно много, и все они добавлены в сюжет не для массовки. В лучших традициях Агаты Кристи, подозревать в убийствах и краже секретных документов придется каждого. Случайно брошенные фразы, жесты, таинственные взгляды — все в фильме имеет значение для раскрытия шпиона.
Кто виноват? Сам Гоминьдан внедрил в китайскую делегацию разведчика? Или бывший царский агент с клеймом «белый» мстит советской власти? А, может быть, учтивые сотрудники вагона-ресторана — это японские шпионы? Когда в третьем акте клубок тайны начнет распутываться, мозг захочет взорваться.

В обилии сюжетных линий, персонажей и событий кроется главный недостаток картины режиссера Андрея Волгина. Даже солидный хронометраж в 140 минут не смог сбалансированно внедрить в один фильм все желания и амбиции его создателей. Уже в середине начинает возникать крамольная мысль: «Перебор! Дайте нам выдохнуть». Слишком много событий, бешеная динамика, обилие слоу-мо и резкого монтажа, оглушительные звуковые эффекты буквально укачивают в кресле кинотеатра.
Из-за этого слегка страдает и главная часть «Красного шелка» — детективное ядро. Вся прелесть жанра состоит в том, что зритель мысленно проводит собственное расследование вместе с условными Эркюлем Пуаро или Шерлоком Холмсом. Здесь же такой возможности просто нет: скорость фильма не позволяет оказаться на месте детектива. В моментах, где было бы неплохо замедлиться, в картине, наоборот, начинается очередная перестрелка. Это чертовски утомительно.

Финал картины, где на секунду показали легендарного разведчика Зорге, намекает, что «Красный шелк» может быть началом большой франшизы о приключениях советских шпионов и разведчиков. Осталось найти идеальный баланс между детективом и боевиком.
Сюжет | 8 |
Динамика | 10 |
Зрелищность | 10 |
Актеры | 8 |
Итоговая оценка | 9 |